Учителя // Колонка

Инструмент справедливости


Инструмент справедливости
Фото: admkumertau.ru

В конце прошлого учебного года ко мне обратился Владимир Борисович Лившиц, один из ведущих экспертов в области образовательной политики. Он предложил очень интересный проект: участие в разработке и апробировании рейтинга учителя, который позволит, наконец, установить справедливость в сложном и болезненном вопросе стимулирующих выплат.

Распределение этих средств - заноза для образовательных организаций. Его осуществляет администрация, методобъединения, какие-то лоббистские группы учителей; сама система непрозрачна и малообъективна, несмотря на то, что существует множество критериев для анализа работы педагога.

Оценка уровня профессиональной деятельности, оценка уровня компетентности, профессиональной направленности личности учителя, множество вариантов типизции, самооценка - чего только нет!

Все это давно придумано и спущено в школы, но не вызывает интереса у самих учителей: нужна вам галка в вашей анкете? Ладно, нарисуем, только отстаньте от нас, дайте спокойно работать. К сожалению, из поля зрения выпадает ключевой момент: как оценивают результат учительского труда ученики и родители, т.е. люди, ради которых он и совершается.

Попытки включить в оценивание ребят и родителей предпринимались давно, еще в конце 80х, когда мы стали внедрять у себя «новый хозяйственный механизм», разработанный во ВНИК «Школа» при тогдашнем Минпросе.

Суть нововведений заключалась в том, чтобы сделать школу свободной и способной самостоятельно решать все вопросы, связанные с выполнением ее функций.

Не было никаких нормативов, но уже предполагался подушевой механизм, базовый фонд оплаты труда, стимулирование и отказ от тарификационной сетки, - все, что так или иначе осуществилось два десятилетия спустя в Москве и регионах.

Так называемый рейтинг учителей, который выстраивали дети и родители, был запущен у нас в районе. Закоперщиком стало районное управление образования под руководством В.Б. Лившица. Школа бушевала. Признаюсь, инициатива стоила нам нескольких специалистов, не в силу их косности, а потому, что никто еще не знал, как грамотно и объективно оценивать профессиональные качества и достижения учителя. Ориентировались чаще на ощущения: «нравится - не нравится». Тем не менее, рейтинг внедрили и стали его публиковать по решению Совета школы -- органа управления, который избирался ровной пропорцией учителей, детей и родителей и играл огромную роль в нашей тогдашней жизни.

Но доработать до конца механизм рейтинга нам не удалось. СССР распался, все разбежались, ВНИКи прекратили существование...и вот, столько лет спустя, необходимость в справедливом стимулировании и в оценке учащихся возникла снова. И вновь инициатива принадлежала Владимиру Борисовичу, а заказчиком стал ЦК нашего отраслевого профсоюза.

И, хотя у нас в школе есть команда людей, занимающихся методологической теорией и практикой, нам потребовалась помощь социологов. Мы обратились к Владимиру Самуиловичу Собкину, доктору психологических наук, профессору, академику РАО, Специалисты института организовали по заказу ЦК профсоюза эксперимент на базе нашей школы. Минувшей осенью он стартовал и идет до сих пор.

Исследование так и называется: «Учитель глазами учеников». В нем принимают участие все предметники и учащиеся 6-11 классов, поэтому оно представляет большую ценность как с точки зрения предметного обучения, так и с точки зрения мотивации разных возрастных категорий.

Ребятам была предложена анкета из 45 вопросов, составленных так, чтобы избежать впоследствии этических конфликтов: мы в 1811 очень дорожим добросердечными отношениями между ребятами и учителями.

Сохраняя объективность, учащиеся оценивали не личность учителя, а учебный предмет. Заполняли анкету прямо в школе. Как и ожидалось, одни работали для галочки, другие проявляли неподдельный интерес. После обработки результатов социологи собрали 2 фокус-группы, учительскую и детскую, чтобы обсудить проведенную работу.

И тут начались открытия.

Учителя нашей школы не сомневались, что дети безразличны к учебному процессу, за исключением старшеклассников, которые уже знают, куда будут поступать и нацелены на углубленное изучение определенных предметов. И уж, конечно, подростки не говорят дома о школе. Но оказалось, что ребята очень интересуются учебным процессом во всех его проявлениях! Они готовы обсуждать даже такие тонкости, как введение дополнительного материала, - когда, как и в каком случае следует к нему прибегнуть.

Кроме того, оказалось, что школа - предмет внимания всей семьи. Дети рассказывают абсолютно все: что было на уроках, что изучали, какие затруднения возникли. Особенно волнуют вопросы оценивания: ребята сильно переживают, если их ожидания не совпадают с оценкой учителя, и всегда сообщают родителям об этом.

Анкеты также помогли выяснить, какие виды деятельности лучше удаются каждому из учителей-предметников: например, кто из словесников сильнее в техническом русском, а кто в литературе.

Мнение ребят совпало с наблюдениями самих учителей. Кроме того, исследование подтвердило старую аксиому, хорошо известную на практике: дети лучше изучают предмет и более ответственно относятся к заданиям, когда у них складываются теплые человеческие отношения с педагогом.

Но все-таки 45 пунктов -- многовато, решили школьники. Ребята сами предложили, как лучше сгруппировать вопросы крупными блоками и сократили список до 13 вопросов. Социологи приняли эти поправки.

Еще интереснее оказалась реакция учительской фокус-группы. Первым делом педагоги потребовали показать их рейтинг. Каждый хотел узнать, как он выглядит среди коллег с точки зрения учеников: «средненько» или «впереди планеты всей», - а если нельзя посмотреть сам рейтинг, то хотя бы дайте комментарии по работе!

У наших сотрудников возник мощный запрос на ликвидацию своих профессиональных дефицитов, и этот результат трудно переоценить.

Мы все знаем, с какой неохотой учителя идут на курсы повышения квалификации, но после проведенного исследования педагоги сами наметили себе образовательную траекторию, сформулировав личные требования к курсам.

На сегодня эксперимент почти завершен. По результатам будет разработан пакет документов: сама анкета, методика ее обработки, построение рейтинга и портрета учителя. Готовый продукт ожидается в конце года.

В руках педагога наконец-то появится полезный инструмент, позволяющий оценивать его деятельность с точки зрения непосредственного заказчика, а не кабинетного разработчика, оторванного от реальной школьной практики.

Региональные органы управления образованием смогут передавать технологию рейтинга в другие школы, но на условиях полной добровольности. Ведь именно она является основным принципом работы нового инструмента.



Новости





























































Поделиться