В моей долгой жизни ещё не было таких ситуаций. Я думаю, что коронавирус – это очень серьезно и нужно действовать по китайскому методу: соблюдать дисциплину и ограничивать контакты.
В связи с этим по указу Сергея Собянина школы на три недели уходят на каникулы. Это будут учебные каникулы. Несмотря на то что пандемия действительно опасна, нужно, чтобы дети закончили учебный год, подготовились и сдали ГИА.
Сейчас важно, чтобы учителя быстро научились работать дистанционно, пользоваться всеми существующими современными дистанционными технологиями.
Это прежде всего МЭШ.
Многие к этому оказались не очень готовы, особенно старшее поколение. Занятия по скайпу – не выход.
Я уверен, что московскому и российскому образованию удастся справиться с этой проблемой. Это будет серьезный опыт дистанционного электронного обучения, который позволит сделать решительный шаг к цифровому обществу.
В онлайн-обучении, разумеется, есть и недостатки. Главный из них – проблема с мотивацией. Трудно мотивировать детей без общения «глаза в глаза». Но всё получится, если удастся реально решить проблему взаимодействия школы и родителей.
В значительной степени изменится позиция учителя.
Он не будет наперсником, который изображает из себя знатока в последней инстанции.
У него в значительной степени должны вырасти тьюторские функции, менторские функции. Его задача – помочь детям самостоятельно учиться. Это безусловный плюс.
Мы реально выходим на новые содержательные платформы обучения. Не учитель с учебником, который он пересказывает или дополняет, а то, что сам ученик должен найти в предлагаемой платформе или в других платформах.
Надо научить ученика выбирать. В этом функция учителя.
Полный переход на дистанционное обучение займет не один год, я думаю. Но сам по себе вызов обществу, спровоцированный пандемией, дает возможность это в значительной степени ускорить.
Самый главный минус коснётся детей основной школы (5–7-й класс), где мотивация в любом случае утрачивается. Но это, кстати, и потому, что детям не хватает цифры в нынешнем традиционном обучении. Надо искать варианты поддержки мотивации.
Уроки давно требуют изменения. Нельзя осуществлять обучение в той обстановке, в которой это происходит сейчас – в затылок смотреть друг другу. Нужно видеть глаза, нужно активно развивать общение на уроке, рассуждения на уроке.
Если урок не развивает – значит, это не образование!
Очень важно, чтобы дети самостоятельно умели работать с информацией, и учитель в этом смысле может быть проблематизатором.
Жизнь требует, чтобы люди умели самостоятельно учиться переводить проблемы в задачи и решать эти задачи. К сожалению, у нас очень немногие умеют включать мышление.
Надо использовать возникший вызов человечеству для изменения основ образования.
Старая система построена так, что ребенок воспроизводит знания, не понимая, как они возникли. Задействована только память. Память – замечательная вещь, но она не беспредельна. Надо развивать мышление! Без самостоятельности мышления не существует.
Природные катаклизмы в прошлом приводили к тому, что человечество делало шаг вперед. Человечество изобретало способы преодоления возникшей проблемы. Чем правильнее решена задача, тем меньше потери у человечества. Это и есть проблематизация оснований, но не отдельного обучающегося, а целых народов.