BIG DATA // Статья

​Чем мешают в школе смартфоны?


Волна отторжения школой смартфонов докатилась до ЮНЕСКО, сменив волну воодушевления возможностями мобильных гаджетов по оживлению учебного процесса. Ключевых претензий две:

  • неспособность массового учителя конкурировать со смартфоном;
  • самоотказ учеников на переменах физически переключаться в пользу утыкания в смартфоны.

Для аргументации отказа от смартфонов упоминают целый ряд тезисов, которые при более пристальном рассмотрении выглядят весьма спорно:

  • исчезает коммуникация между детьми
  • появляется зависимость от гаджета
  • растут барьеры между детьми и взрослыми
  • усиливается буллинг
  • ухудшаются когнитивные функции
  • вредное воздействие гаджетов на здоровье (излучения, зрение, осанка...)

Можно увеличить список претензий, но ключевые здесь, кажется, все представлены.

Мне как активному деятелю первой волны – по популяризации гаджетов как прекрасного инструмента образования, позволяющего сделать учебный процесс насыщеннее, интереснее, активнее,– эта тенденция крайне неприятна. Наиболее ярые сторонники запретов могут на этом месте сразу не тратить далее свое время, потому что я буду оспаривать эту новую волну.

Почему я разделил список претензий на два – потому что первый абсолютно объективен, а второй в значительной мере надуман, хотя внешние признаки могут тоже казаться объективными. Объединяет их оба то, что они являются следствием конфликта старых форматов работы и новых инструментов, которые эти форматы требуют пересматривать, трансформировать. Но люди консервативны и трансформации поддаются крайне плохо. Возможно, придется просто переждать взросления современных детей и устаревания современных взрослых – смены поколений.

В чем инвариант?

В основе всех достоинств и недостатков новой смешаной физической и цифровой среды лежат новые возможности коммуникации. Благодаря цифре, мы радикально изменили эти возможности.

В исключительно физической среде мы были обречены на общение с теми людьми, которые физически вокруг нас. Человек – существо социальное. Общение – насущная потребность каждого. Она может различаться по интенсивности, содержанию, кругу (мы знаем про типизацию темпераментов и привыкли с ними считаться), но она у всех есть. Поэтому мы терпеливо приспосабливались к тем, кто вокруг нас, вырабатывали те навыки общения, которые были бы наиболее успешны в своем кругу.

Цифровая среда распахнула для нас мир и дала возможность сформировать вокруг себя «информационный пузырь» – тот круг общения, который наиболее комфортен. При этом участники этого пузыря могут быть на другой стороны Земли – лишь бы было подключение к сети и был общий язык/тема общения.

Как только цифра дает человеку решение его потребности в коммуникации, у него появляется возможность уклониться от нежелательной коммуникации в физическом окружении.

Но сколь бы нам ни было комфортно общение в цифровой среде, ее возможности не полностью заменяют физическую коммуникацию.

Как минимум, классика взросления – физический контакт: как дружеский, так и конфликтный. В смешаной среде неизбежно в большей или меньшей степени проникновение физического окружения в цифровую среду. Обратное тоже возможно, но менее конфликтно.

Практически все проблемы с гаджетами связаны с коммуникацией – балансировкой физического и цифрового контакта. А в этом у нас крайне малый опыт. Стремительность развития цифровых возможностей и вариантов коммуникации не дает взрослым людям форы перед младщим поколением, позволяющей им выступать в роли помощника, наставника при решении новых коммуникационных проблем.

Подчас, все даже наоборот: ребенок лучше ориентируется в новых форматах, чем взрослый. И это не потому, что ребенок умнее – просто, у взрослого нет времени на любопытство в освоении новых форматов. А у ребенка есть и время, и друзья, которые с радостью делятся своими открытиями.

Но не надо концентрироваться на форматах коммуникации. В них взрослым сложно гоняться за детьми – да, и не нужно: психология общения почти не зависит от формата общения. Люди за тысячи лет психологически мало изменились. Как были вруны и честные, трусливые и смелые, глупые и умные, одиночки и компанейские..., так и остаются.

Опыт познавания себя и сохранения себя в разных коммуникациях у взрослых людей всегда будет актуальным для наставничества молодым. Надо на этом концентрировать свое внимание, а не на форматах, которых все так боятся и на которых строят все обсуждения.

Как это может повлиять на надуманные проблемы?

Исчезает коммуникация при наличии гаджетов

Совсем даже наоборот: она трансформируется в цифровые форматы и становится намного более интенсивной. Раз более интенсивная – от нее больше устают. Но и привыкают к более высокой насыщенности коммуникации.

Появляется зависимость от гаджета

Это зависимость не от гаджета, а от более интенсивного общения. В физической среде формировался навык паузы в коммуникации, навык занимать себя без внешних импульсов. В цифровой среде это происходит реже и сильнее тяготит. Навык самозанятия в коммуникационной тишине кажется полезным. Но, возможно, это уже сомнительная ценность, поскольку даже в глухом лесу появляется возможность связи через спутниковые сети. Любой человек во всем ищет более интересный формат. Не в гаджете дело. Интересное общение в физической среде легко перекрывает «зависимость от гаджета».

Усиливается буллинг

От гаджета? Любая травля происходит от примитивных коммуникационных навыков, а не от гаджетов. В нашем доцифровом мире травля была. Только мы были менее неженками, у нас были более жесткие отношения и то, что сегодня называют травлей, для нас было простыми дворовыми «терками». Травля тоже была, но это было уже гораздо более жестко и происходило именно поэтому намного реже.

Кроме того, в физическом мире те напряженные формы общения, которые воспринимаются за рамками нормы, чаще могли попасть на глаза взрослым. Во времена нашего детства любые взрослые более охотно вмешивались в детские разборки, чем сейчас (спасибо 90-м, когда стало спокойнее не вмешиваться, чем попадать надолго в оборот). В цифровой среде стычки могут происходить без взрослого пригляда. Стоит это учесть и создавать условия, в которых подключение взрослых к проблемным коммуникациям детей происходил бы проще и чаще.

Но намного важнее формировать коммуникационные навыки, культуру общения без диких проявлений, которые неизбежны при самопроизвольном развитии без продуктивных культурных образцов.

Растут барьеры между детьми и взрослыми

Если взрослые мешают детям осваивать новую среду, тянут их в свою, вчерашнюю, то не гаджет выращивает барьер, а люди.

В медленно развивающееся прошлое время опыт взрослых был полезен детям, поэтому отношения строились в значительной мере на пользе взрослых. Чем меньше пользы детям от взрослых, тем меньше их востребованность. Многие традиционные ценности строились на медленных циклах развития.

Взывать к ним в новых стремительно меняющихся условиях можно, но неконструктивно. Запретами это не решается.

Ухудшаются когнитивные функции

Смешно. А кто сказал, что проявление когнитивных функций в физической среде без цифры эквивалентно их проявлению в цифровой среде? Те, кто жили до книг, помнили еще больше всего, потому что посмотреть негде.

Книга – это внешняя память, подмена когнитивной функции.

Цифра – еще большая по объему и быстродействию память. А еще и обработчик памяти, включая цифровой интеллект.

Познание в новых условиях становится намного обширнее, но нет необходимости в тех функциях, которые взяла на себя цифра. Глупо измерять когнитивные функции цифровой среды с помощью инструментов физической среды.

Вредное воздействие гаджетов на здоровье (излучения, зрение, осанка...)

Лукавство чистой воды. Честные взрослые обязательно вспомнят страшилки про вред книг и плохой осанки. И сидели криво, и читали лежа, под партой, под одеялом с фонариком...

Есть вред от излучений? Конечно. Но низкочастотные излучения от проводки, которая везде по стенам, особенно к мощным нагрузкам типа утюгов, холодильников и стиральных машин, намного вреднее и по мощности, и по дальности, и по степени воздействия.

Вредно ли читать с маленького смартфона? Вредно. Но не более вредно, чем с серой книжки или при корявом почерке.

Нет ни одного достоверно известного случая вреда конкретному человеку именно от цифровых гаджетов. Кроме ситуаций, когда взрывался или загорался аккумулятор. Но это уже совсем не обязательно с гаджетом происходит. Гигиена нужна во всех технологиях.

Как это может повлиять на объективные проблемы?

Объективные проблемы требуют не игры в прятки, а решения. Мы же любим модные тренинги управления, эмоционального интеллекта... Конфликт – это шанс развития. Можно выбрать стратегию избегания, но тогда проблема заматереет и выскочит с неожиданной стороны в гораздо более жестком виде.

Смартфон – это цветочки.

Цифровой интеллект (ЦИ), который уже успешно сдает экзамен на врача (врача!), делает традиционные форматы работы учителя вырожденными.

Вся традиционная логика обучения, что бы и как бы не возражали, построена на трансляции вызубренных знаний. Поскольку с управлением вариативным содержанием обучения система образования не справилась и начала последовательно сворачивать широкие возможности вариативности, порожденные законом об образовании 1992 года, ЦИ станет главным инструментом борьбы.

В этих условиях можно сколько угодно причитать и возмущаться падением престижа учителя, давать множественные поручения кому угодно на любом уровне, но без переосмысления нового запроса общества на образование в новых условиях системе образования не остается ничего иного, как прятаться за запреты.

Беда в том, что общество неоднородно и большая его часть боится стремительно набегающего на нас нового, пытается спрятаться в старой привычной модели школы, не отдавая себе отчет в том, что обрекает собственных детей на проблемы неготовности. Дети как-то приспособятся, потому что жизнь – это бытовая статистика. Но ретро-модель школы противоречит цели помочь детям в подготовке к реальной взрослой жизни.

Традиционная школьная среда очень напоминает тюрьму – ограничением свободы поведения и жестким режимом. Такая модель отношений неизбежно порождает сопротивление. Смартфон – это один из инструментов сопротивления.

Если в школе будет другая модель отношений, исчезает потребность сопротивляться.

Как это сделать? Как изменить модель отношений в школе, чтобы не нужно было сопротивляться, прячась в смартфон, компенсировать ограничения себя ограничением других (буллинг), и чтобы не возникало желания жестко озорничать (жесткий режим – это тоже защита от подобных неизбежностей детского поведения)?

Это и есть вызов трансформации системы образования. Будет осознание новых запросов к системе образования и построена новая модель системы образования, чтобы она могла адекватно отвечать этим запросам и гибко подстраиваться под неизбежные новые, – будет престиж и учителя, и системы образования, исчезнут страхи и попытки защищаться от них запретами.


Youtube

Другие статьи автора

Экзамен как рудимент

Предметом размышлений будет экзамен как инструмент в образовательном процессе. Зачем он? Какому запросу он отвечает? Какому противоречит? Каков он должен быть и должен ли быть вообще?

Новости





























































Поделиться

Youtube