Как человек, который в последнее время работал в разных школах и регионах, могу честно сказать, что сейчас можно зайти в любой класс и поинтересоваться у детей, кто из них ходит к репетитору, и увидеть лес рук.
Связано это с усилением государственной итоговой аттестации. В этот процесс оказались втянутыми не только выпускники, но даже первоклассники.
Среди предметов лидируют иностранные языки, математика, русский язык и обществознание. Дело доходит до абсурда: обязательное посещение уроков для этих детей можно было бы отменить. Так было бы честнее.
Представляете себе учителя, который зарабатывает больше на репетиторстве, чем на уроках в школе? Для каких занятий он будет готовиться лучше? Или учителя, который знает, что половина его учеников ходит на репетиторство к другому учителю, потому что их он не устраивает? Как он будет оценивать знания по предмету: с пристрастием или нет?
Довольных ситуацией очень мало. Раньше репетиторы готовили абитуриентов не только к поступлению в вузы, но и к уровню требований в самом процессе обучения, то есть взаимодействовали с учителями-предметниками. Теперь натаскивают на ЕГЭ, а умный репетитор уделяет внимание дифференцированной подготовке, что помогает легче адаптироваться в учебном процессе. Но таких преподавателей очень мало.
Никто не сертифицирует репетиторов, не все они соответствуют тому, что о себе заявляют. Да и работают с мотивированными детьми и родителями по старому испытанному репродуктивному методу. Без особой любви к предмету.
Я не противник репетиторства. Наоборот, считаю его достойной и необходимой деятельностью. Эффект индивидуальных занятий доказан в разных сферах. Но его надо легализовать: или в рамках школы все дети получают качественное образование (а этого нет и в помине), или создать единый банк или рынок такой услуги в муниципалитете.
Обсуждать следует качество репетиторства. Сейчас оно существует в стихийных формах, превращаясь порой в жульничество и крохоборство. Нам представляется, что его следует ввести в институциональные рамки независимых центров оценки качества, привлекая к работе наиболее авторитетных и квалифицированных преподавателей. Репетиторство как индивидуальные занятия в организованных формах, на мой взгляд, есть начало подлинной индивидуализации.