В этом году мне выпала честь пройти в полуфинал конкурса инноваций в образовании и участвовать в летней школе КИВО. Организаторы конкурса – Высшая школа экономики, Агентство стратегических инициатив и Рыбаков Фонд провели для полуфиналистов летнюю школу с 25 по 28 июня 2019 года.
Все три дня нас сподвигли к тому, что презентация должна быть рассказанной историей, это я усвоил и решил применить.
Из Архангельской губернии босиком в Москву
Пусть героем нашей истории сказочной будет учитель из города провинциального, возможно даже третьей или пятой величины.
История начинается с того, как наш учитель получил письмо счастья с приглашением в полуфинал, пройдёт который в Высшей школе экономики, в столице нашей родины Москве-городе. Пакует наш учитель вещи в чемодан, а сам мечтает, вот сейчас приеду на конкурс, там экспертов пруд пруди, они мой проект проанализируют, подскажут – как мне дополнить образовательную часть, чтобы был он ещё более полезным, скажут, как мне его раскрутить в интернете, ещё, может, и денег на реализацию добавят. А может, и конкурс от корпорации «Российский учебник» на лучший видеоролик-презентацию проекта выиграю! Не зря на съёмки столько времени потратил! Эх, заживём!
В счастливом предвкушении приезжает наш учитель в Москву, прибегает в Высшую школу экономики и попадает в комнатку маленькую, где собрались уже участники и организаторы. Народу тьма, яблоку негде упасть, кто есть кто не разобрать, наверно, бейджики забыли раздать, думает про себя учитель, ну и ладно, и так со всеми познакомлюсь, язык до Киева доведёт!
Случилось!
Час заветный наступает, организатор начало объявляет. Звучат слова официальные, про конкурс рассказывают. Конкурсанты давай вопросы задавать про анкеты, про ролик для «Российского учебника». И тут главный организатор заявляет, что про конкурс от «Российского учебника» можете уже забыть, мол, режиссер конкурса все ролики мужественно отсмотрел, и на том спасибо.
Не беда, думает учитель, не приза ради я сюда приехал, а за экспертизой Московской!
Конкурсанты представляются, оказывается, что на конкурс люди собрались со всей России-матушки и привезли проекты разнообразные, один на другой не похожие.
У кого айти-проект, у кого социальный, кто учебники пишет, кто атласы составляет, а кто-то и вовсе учителей обучает.
Ну, вот оно, думает наш учитель, сейчас начнётся сама летняя школа, будем в группах работать, друг друга узнавать, в работе наблюдать, опытом обмениваться!
Подкрепившись на фуршете сливами и виноградом, за неимением большего отправился наш учитель скорее спать ложиться, чтобы утром на второй день не опоздать.
Утро-то, оно вечера, может, мудренее будет! Верить хочется!
Испытание питчем
На следующий день уселись все за стол переговоров лакированный в конференц-зале, всё по-настоящему, с проектором, креслами и микрофонами, и как давай спикеров слушать. Ну, думает учитель, сейчас парочку послушаем и переместимся куда-то, будем на группы делиться и работать уже наконец. Но спикерам конца и края не видно, и все про бизнес рассказывают, про питч какой-то, как представить свою презентацию инвестору, чтобы тот денег дал. Один рассказал, второй рассказал, третий рассказал, а потом наш учитель и вовсе со счёту сбился.
И думает он – вроде конкурс инноваций в образовании, а мы всё про деньги да про бизнес, про бизнес и снова про деньги. Ну, думает, сейчас про бизнес закончим, и будут нам по образование рассказывать.
В первый день не дождался он ничего, только получил задание презентацию до двенадцати ночи переработать и сдать, а иначе она в тыкву превратится.
Ночь наш учитель не спит, всё презентацию перерабатывает, чтобы на строгий суд экспертов представить.
Испытание трубой
С утра сонный, но довольный возвращается в ВШЭ на утреннюю лекцию.
И тут эксперт со сцены прямо так и заявляет: если вы не только своим проектом занимаетесь, а смеете ещё работу иметь, значит не получится ваш проект, бросайте всё сразу либо работу всю бросайте.
Задумался всерьёз наш учитель – как же он школу-то любимую бросит?
Там же дети, цветы в кабинете, чайник, фотографии, журнал классный, проект его уже работает, другие проекты запускаются. Ведь пока в школе он – видит проблемы детей, учителей и образования, но если уволится, откуда же он знать будет, какие проблемы решать? Непонятно.
Ладно, потом расскажут, подумал наш учитель и отправился дальше, в экспертную трубу, где все конкурсанты должны по очереди свои проекты представить экспертам из четырёх областей. PR, бизнес, образование и project managment.
Ну, сейчас-то начнётся настоящая работа с проектом, думает наш учитель.
Сейчас эксперты всё по косточкам разберут и обратно сложат, наконец-то слово «образование» в программе появилось, а не только в названии.
С радостным волнением зашёл наш учитель в трубу, а вышел с ощущением, что «труба» всему – и ему, и проекту, и времени потраченному...
Не понимает он, почему, несмотря на то что секция «бизнес» только одна из четырёх, все опять про презентации, инвестиции и бизнес рассказывают.
Ради справедливости признаться нужно, что были полезные для проектов рекомендации даны участникам в трубе, но очень легонько, будто пёрышком, потоковые рекомендации, так сказать.
Испытание бизнесом
И снизошло на него озарение – если здесь всё про бизнес, значит надо делать бизнес, а не образованием заниматься, раз умные люди московские говорят? Но могу ли я как учитель делать бизнес? Должен ли я бизнес делать? Останусь ли я тогда учителем или, не дай бог, бизнесменом стану?
Все уважаемые эксперты второй день твердят нам, непросвещенным, что если мы хотим развивать наш проект, то должны отказаться от всего и заниматься только им. Если же мы не можем отказаться от всего, то и незачем начинать.
Не подходит мне такой вариант однозначно, решил наш учитель, школа-то – она ведь дороже!
И пришла ему в голову мысль светлая – быть может, команда быть должна – бизнесмены, которые бросили всё ради стартапа, и учителя, которые эксперты в образовании?
Но эксперты школы летней быстро эту крамолу пресекли, как один говорят, что те, кто не посвящает себя стартапу полностью – первыми из команды выпадут.
Тьфу ты, думает наш учитель, работал бы себе спокойно и работал в своём городке, ведь у нас-то там всё хорошо и всё пользу приносит. А тут нужно всем ещё доказать, что чего-то стоишь. Проект-то уже работает, а тут снова доказывать, зачем?
Да и как рассказать-то все нюансы процесса образовательного? То ли дело, когда приходят с техническими инновациями, надели на экспертов очки своей этой виртуальной реальности – и все сразу в восторге, дали в руки телефон, на карточку специальную направили – и дополненная реальность, как по волшебству, включилась. И все эксперты сразу аплодируют, потому что продукт есть, что продавать есть, кому продавать ясно.
А у нас в педагогике ведь всегда присутствует некая сопутствующая выгода, которая порой полезнее гораздо для детей, чем сам продукт. И выгода эта получается благодаря возможности точечной настройки своих уроков и событий. Чуть-чуть повернули в одну сторону – дети стали внимательнее, немного в другую – дети стали вдумчивее.
Вавилонский конкурс
И понял наш учитель, что мало того что на разных языках с бизнесменами и
бизнесвуменами разговаривает, так ещё и цели другие преследует.
Бизнес этот работает ради выгоды. Он должен быть просчитан, окупаем, результаты должны быть измеримы, масштабируем должен быть. Бизнес всё за миллионы борется, а мы на местах за каждого конкретного ребёнка-ученика воюем и за будущее его. А как измерить результаты нашего образовательного проекта? Кто подскажет? Наша валюта – довольный ребёнок, умеющий ориентироваться в этом мире, и счастливые родители. Деньги и показатели здесь не фигурируют нигде.
Услышал наш учитель, как эксперты рассуждают, что успешных образовательных проектов в России не так много, как хочется. Что в Японии уже компьютеры помогают учителям уроки вести, с помощью камеры поведение учеников распознают и рекомендуют учителю, как себя вести. А мы только всё мечтаем о таких системах. И подумалось ему, что проектов в России хватает, учителя работают на местах очень успешно и интересно.
Не перевелись на Руси ещё люди, которые знают, что такое педагогическое творчество, и поддаются им любые проекты и дети.
Но не бизнесмены они, никогда не понесут они свой проект к инвесторам, чтобы доказать, что имеет он право на существование. Да и зачем доказывать, если он работает уже здесь и сейчас?
Будьте здоровы, живите богато
И понял наш учитель после летней школы КИВО окончательно – педагогические проекты и инновации нужно смотреть именно там, где они родились и где они реализовываются.
И появилась в голове у него идея – пригласить бизнес к себе в регионы, в конкретные школы, чтобы посмотреть, как работают они, на себе испытать методики педагогические и поддержать лучшие практики. А не выдергивать отобранных по электронным заявкам конкурсантов в Москву, чтобы пытать их на тему того, чем продукт их лучше остальных.
Прийти, поучаствовать, прочувствовать на себе и на этом основании сделать выводы. Только так.
Скажут – времени у нас на это нет, но много-то его и не нужно. Экспертов же у нас миллион, зато насколько эффективнее будет. А по затратам, между прочим, выйдет ровно то же самое. Ведь конкурсантам из других городов была оплачена дорога и проживание. Пожили они в общежитиях МИСиС – и эксперты пусть поживут в регионах.
А там, глядишь, успешную практику подцепят или ещё чего, и сетевым способом масштабируют.
«Образование» – ведь про детей, а бизнес – это про деньги и эффективность.
А дети зачастую не эффективны и не приносят денег. Так зачем пытаться совместить несовместимое? Буду у себя спокойно на месте работать и детей развивать. Как говорится – где родился, там и пригодился...
С такими мыслями, так и не дождавшись экспертизы образовательной, вернулся к себе домой с конкурса инноваций простой русский провинциальный учитель, выспался, а наутро – забыл всё как страшный сон.
В каждой шутке есть доля шутки...