Жил был провинциальный учитель, учил себе детей помаленьку, потихоньку. Были у него свои приёмы, свои программы. Ученики были довольны, экзамены сдавали по возможностям, по способностям. И однажды узнал наш учитель, что существует ФГОС. Начал он людей расспрашивать, узнавать, что это за зверь такой, как на него охотиться и с чем есть, если поймал. И понял он, что всё наоборот, что этот самый ФГОС теперь сам за учителем охотиться будет, а учителю как-то спасаться надо.
Понял он, что теперь ФГОС будет требовать от учителя что-то постоянно и даже может наказать, если что не так пойдёт.
Начал наш учитель думать – размышлять как ему от ФГОСа этого самого спасаться.
Идёт как-то учитель по коридору, а навстречу ему директор школы. Учитель, учитель, а ты ФГОС выполняешь? Если не выполняешь, я тебя съем! Не ешь меня, выполню я твой ФГОС. А как ты его выполнять будешь? Как метапредметных и личностных результатов достигать будешь? Давай вместе подумаем! Сели директор и наш учитель и придумали ввести в расписание урок метапредметный. Не по сути, а по названию, так в расписании и записали: «Урок метапредметности».
Что это значит, они не придумали, но были очень довольны собой, и директор не стал есть учителя. Отпустил с миром.
Идёт учитель дальше, а ему навстречу родитель. Учитель, учитель, а расскажи-ка, как ты развиваешь у моего ребёнка личностные компетенции? Если не расскажешь, я тебя съем! Не ешь меня, родитель, всё тебе расскажу. Раскинул учитель мозгами и говорит: воспитываем, говорит, гражданскую идентичность, патриотизм и уважение к отечеству. Пять раз в год устраиваем конкурс рисунков «Моя родина», гимн на уроках учим, воспитываем, так сказать, гордость за родину. Рассказываем, какие мы хорошие и какие все остальные плохие. Ответственность к учению вырабатываем. За учение ставим пять, за неучение – два, и вперёд! Правила поведения в обществе рассказываем. Неправильно себя ведёшь – линейкой по рукам, правильно – возьми с полки пирожок. Экологическую культуру формируем, цветы в классе поливаем.
Послушал родитель и говорит – хорошо, хорошо, не буду тебя есть, воспитывай дальше!
Вытер учитель пот ладонью со лба и пошёл дальше, а сам думает – спасибо что живой. Там в правительстве напридумывали стандартов, а меня теперь все съесть хотят. Идёт дальше, а навстречу ему завуч. Учитель, учитель, а используешь ли ты системно-деятельностный подход в обучении, проектную деятельность ведёшь? Если нет, то я тебя съем! Не ешь меня, завуч, всё делаем. Завуч ему – расскажи, покажи, докажи! Всё покажу, всё расскажу, всё и всем докажу! Ведём деятельность всякую системно. Системно читаем, системно пишем, системно примеры решаем, вот тебе и системно-деятельностный подход. Проекты реализуем разные на любой вкус и цвет. Проект – субботник в классе.
И тут завуч его прерывает и радостно вопить начинает – это ты погорячился, нельзя нынче детей заставлять в классе прибираться.
И уже рот свой зубастый раскрыл, чтобы учителя слопать.
Да я не это в виду имел. Субботник-то в классе – это не про уборку вовсе, а про субботу в классе. Проект такой. Обсуждаем, что делать будем в субботу, планы строим всякие. Строите-то строите, а выполнять выполняете? – встрял завуч.
Проект есть проект, говорит наш учитель, зачем его выполнять, напридумывали, записали, печать поставили и хватит. Зачем силы лишние тратить? Дети устанут, примеры решать не смогут, к ЕГЭ не подготовятся.
И то верно, говорит завуч. Молодец, не буду тебя есть, иди дальше проектируй! Но смотри у меня, чуть что, я всегда у тебя за спиной. Знаю я, грустно шепнул учитель и пошёл дальше.
Так и жил – не тужил наш учитель девять лет. Все оправдания придумал, весь ФГОС наизусть выучил.
А потом старый ФГОС ушёл и пришёл новый.
Тут учитель не выдержал, пошёл и сам себя съел. Потому что оправдания придумывать больше сил нет, а как по-другому жить – никто не научил. Потому что когда учитель сам в школе учился – не нужна была вся эта ерунда, главное было школу на пятёрки закончить и на завод устроиться. А как мир изменился, учитель не успел заметить, потому что всё время в отчёты и другие бумажки бесполезные смотрел.
Оттого так и живём, что постоянно спасаться вынуждены, то от ФГОСа, то от нацпроекта. Не спрашивают нас, чего мы хотим, говорят – делай и всё, а подумаешь потом. Показатели выполняй, медалистов да стобалльников вынь да положь. Учитель русский вечно в позиции страдальца. Неровен час за что-нибудь да накажут. Нет к нему уважения.