В последние несколько десятилетий в сфере бизнеса в мире оформился устойчивый тренд на перевод работников в дистанционный режим работы. Такого рода тренд обусловлен переходом экономики в постиндустриальный режим с характерным для него бешеным развитием средств коммуникации.
Дистанционная форма работы позволяет минимизировать издержки и построить более эффективную организационную структуру предприятия.
Подчеркну, что дистанционная работа – это не аутсорсинг (передача функций компании внешним исполнителям) и не аутстаффинг (выведение персонала за штат).
С точки зрения российского законодательства (ст. 321.1 ТК РФ), дистанционная работа – это разновидность трудовых отношений, при которых так же, как и в нормальном режиме, с работником заключается трудовой договор и на него распространяются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, включая право на отпуск. Это означает, что работник находится не там, где работодатель, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя.
У работника в данном случае вообще нет четко определенного рабочего места. Такой работник может выполнять свои функции как находясь на дому, так и в другом месте (например, в помещении, которое работник снимает самостоятельно).
Для организации взаимодействия, в том числе при обмене важными для трудовых отношений документами, используется интернет. Сведения о дистанционной работе могут не вноситься в трудовую книжку дистанционного работника, а при заключении такого трудового договора впервые трудовая книжка может вообще не оформляться.
А как быть со школьными работниками?
Школа по своей природе представляет собой крайне консервативный институт, в котором сложно приживаются различные бизнес-новшества. Тем не менее характерный пример проникновения дистанционных образовательных технологий в школу, например при обучении детей-инвалидов, говорит о том, что это возможно.
Дистанционная форма трудовых отношений может быть там, где само содержание работы подходит для этого.
Сейчас трудовая деятельность учителя, включающая учебную (преподавательскую) и воспитательную работу, в том числе практическую подготовку учеников, в целом не предполагает возможности выполнения ее в дистанционном режиме. То же самое можно сказать и о деятельности по управлению школой.
Об этом свидетельствуют нормативные правовые акты, регламентирующие содержание трудовой функции учителя. Например, приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Тем не менее в рамках школы реально найти несколько направлений трудовой деятельности, которые в принципе могут быть переведены в дистанционный режим. Так, например, среди вакансий в агентствах занятости уже сейчас возможно встретить предложения по удаленной работе, которые предлагает негосударственные образовательные организации, реализующими программы общего образования.
В частности, речь идет об операторах call-центров, менеджерах по продажам, инженерах-программистах, специалистах по кадрам, специалистах по маркетингу, репетиторах (при наличии трудовых отношений) и других. Речь идет именно о трудовых отношениях, а не о выполнении какой-то деятельности на основании гражданско-правового договора.
Тем не менее, возможно, в будущем, по мере развития технологий, будет поставлен вопрос о возможности массового выполнения трудовой функции учителя в дистанционном формате.