К сегодняшнему дню распространение искусственного интеллекта во всех сферах приобрело взрывной характер. Это распространение происходит на фоне масштабного геополитического, экономического и социального разлома, свидетелями которого мы все являемся.
Очевидно, что по завершении этого процесса искусственный интеллект выступит одним из дальнейших глобальных направлений, предопределяющих развитие человечества. В таком качестве искусственный интеллект – аналог ядерной промышленности, которая возникла по итогам другого разлома 30–40-х годов прошлого века. Ядерная бомба, ядерная энергетика поставили жирную точку, обозначающую окончание того разлома. В последующем именно они явились одним из основных магистральных направлений развития человечества.
Полагаем также обоснованным предположение о том, что искусственный интеллект и сопряженные с ним технологии сыграют такую же роль в окончании нынешнего разлома и это будет относительно благоприятный сценарий, обеспечивающий дальнейшее развитие.
Проблемой и вызовом одновременно является «всеобщий характер» искусственного интеллекта. Создание ядерной бомбы требует максимальной концентрации научных, производственных, кадровых, образовательных и иных ресурсов при жестком централизованном государственном планировании и управлении.
Те или иные вариации искусственного интеллекта и связанных с ним технологий могут разрабатываться, адаптироваться и запускаться на частной прокуренной квартире каким-нибудь субтильным длинноволосым фриком-программистом в растянутом по телу свитере. Такого рода всеобщность технологий искусственного интеллекта со всей актуальностью поставила вопрос о необходимости правового регулирования в первую очередь для обеспечения безопасности человека и общества.
Диффузно-сетевой характер распространения технологий искусственного интеллекта востребует также особые способы регулирования. Традиционные способы регулирования посредством законов, подзаконных нормативных правовых актов к регулированию ИИ не всегда применимы в силу его технологических особенностей.
В итоге в настоящее время правовое регулирование применения ИИ представляет собой немного странную для классического восприятия гибридную совокупность классических и этических норм, доктринальных и концептуальных положений а также технологических регуляторов в виде программного кода.
В связи с этим в России был принят «Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта» в 2021 году. Кодекс был разработан Альянсом в сфере искусственного интеллекта – некоммерческим объединением, включающим крупнейшие российские компании, которые в той или иной степени занимаются внедрением ИИ.
Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения, которыми следует руководствоваться акторам ИИ в своей деятельности, а также механизмы реализации положений указанного Кодекса. При этом нормы кодекса имеют добровольный, с точки зрения их принятия, характер. Применение этих норм не обеспечено силой государственного принуждения, но Кодекс содержит механизм его добровольного исполнения в виде «Комиссии по реализации Национального кодекса в сфере этики ИИ».
ИИ в настоящее время широко проник в образовательные и связанные с ними отношения, и эта тенденция усиливается с каждым днем. В связи с этим возникает запрос на какое-либо минимальное правовое регулирование этого процесса.
Законодательные нормы имеют в данном случае весьма ограниченный потенциал. Более того правотворческий процесс имеет свой временной цикл и уже в силу этого просто не может адекватно отражать быстрый процесс трансформации образовательных и связанных с ними отношений под влиянием ИИ.
При этом нельзя сказать, что органы управления образованием не реагируют на ситуацию. Однако эта реакция в основном предполагает принятие актов так называемого «мягкого права» – писем, инструкций, разъяснений. Эти акты также нельзя отнести к классическим нормам.
В качестве примера возможно привести Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». Данные рекомендации содержат концептуальные положения, разъясняющие содержание и смысл понятия ИИ и общие направления его внедрения в сферу школьного образования.
Вместе с тем, современная ситуация требует какого-либо минимального хотя бы этического регулирования происходящего на наших глазах процесса внедрения искусственного интеллекта в образовательные и связанные сними отношения.
Такого рода этическое регулирование может предполагать принятие особого «отраслевого» Кодекса этики, который должен содержать принципы, рекомендации и механизмы применения этических норм для ИИ в сфере образования. Соответственно, какие-либо образовательные, научные или другие организации могли бы взять на себя функцию разработки такого Кодекса.
В дальнейшем он мог бы быть рассмотрен и добровольно принят образовательными организациями как руководство к действию.