Качество образования // Статья

QWERTY-образование: живые традиции или слепой фанатизм?


QWERTY-образование: живые традиции или слепой фанатизм?
Ян Стен. Строгий учитель. 1668

Ничего плохого в устоявшихся традициях нет. Милая история с неэффективностью клавиатуры. Давно обосновано иное более рациональное расположение клавиш, однако издержки по переходу на новое печатание, как технологические, так и гуманитарные, куда серьёзнее, чем пусть даже и убедительный математический расчёт. Ничего страшного, обойдёмся сложившимися привычками.

Однако инерция традиций куда более устойчива в социальном мире, нежели чем в технологическом. Давно доказана неэффективность классического обучения языкам, исключительно предметного преподавания, в целом традиционного устройства подростковой школы.

Несмотря на множество альтернативных образовательных систем, никто не спешит массово отказываться от устоявшейся системы школьного обучения.

В образовании мы продолжаем верить в школу, в её преимущественно фронтальные или, как говорят репродуктивные методы преподавания, в педагогику памяти. Робкие попытки инновационных школ как-то поставить под сомнение устоявшиеся представления о содержании образования – лишь остаются робкими попытками.

И мы, взрослые, давно уже сами не изучаем языки по школьным методикам, повышаем собственную квалификацию в режиме интенсивного погружения, для поиска информации постоянно пользуемся открытыми информационными источниками. Но одновременно с этим всё же верим в некую фундаментальную школьную грамматику, полезность фронтальных школьных занятий, эффективность заучивания исторических дат, осмысленность прочтения «золотого литературного канона» и т.п.

С общей антропологической точки зрения это всё объяснимо.

Младшие учатся у старших, так передаётся опыт поколений. Пусть даже и странный, и не вполне адекватный опыт, но сама его передача и есть связь, устойчивость, те самые скрепы.

Хотя, опять же, именно в XX веке из исследований Маргарет Мид мы увидели и другие модели обучения: когда сверстники учатся у сверстников или даже старшие поколения учатся у молодых. Всё это в мире открытых информационных сред хоть и обоснованно, но пока ещё непривычно. Нам по-прежнему более всего кажется, что знакомство с информацией из прошлого, и именно оно, позволяет сохранить диалог поколений, передать полезный опыт старших младшим.

И всё же, школа уже не монолит доминирования старших поколений над младшими. В ней всё больше совместности, общих дел и взрослых, и детей. Взрослые начинают радоваться не только стандартизированным отметкам, но и необычным детским спектаклям, творческим постановкам, проектам, фестивалям и т.п. Самые смелые школы часто по вечерам приглашают родителей, но не для отчётности и трансляции недостатков воспитания, а просто потому, что и взрослым могут быть интересны разговоры о литературе или математические соревнования. Именно эти совместные действия и удерживают связь поколений, а не освоенная информация.

Острожные попытки такого диалога поколений тонут в укоренённой традиционной школе трансляции опыта от будто бы зрелых взрослых к неопытным бестолковым детям-неофитам. Ничего страшного, не так быстро, постепенно и школа изменится. Беда не в крепости убеждений традиционной школы, приверженности обычаям и устоявшимся нормам. Приверженность традициям – это хорошо, традиции можно обсуждать, с ними можно и нужно вести диалог. И по-настоящему устойчивые и укоренившиеся традиции открыты к диалогу.

Беда в другом – в том, что традиции порой становятся слепыми верованиями, что уже не традиция интересна с её особенным, порой противоречивым историческим контекстом, сколько сам факт следования ей.

Традиция становится символом веры, закрытым от аргументации, здравого смысла, критического осмысления. Традиция вне диалога рождает фанатизм и обесценивает саму себя. Вне живого диалога культуры, вне сомнения – традиция сама умирает. И только диалог, мирное сосуществование и традиций и инноваций, позволяет им сосуществовать.

Именно поэтому в хороших современных школах и университетах наряду с современными мультимедийными проекторами и компьютерами вы увидите меловые доски. Наряду с интерактивными тестами, электронными учебными пособиями вы встретите живые дискуссии и споры студентов и преподавателей. Наряду со строгим следованием академическим стандартам и правилам вы заметите юмор и ироничное отношение к действительности. Это разумное сосуществование традиций и инноваций.

Но там, где традиции скатываются к фанатизму, там точно будет муштра и заучивание, некритическое отношение к миру, истерики, а порой и рукоприкладство. В этом и опасность новых стандартов образования. Где-то по некоторым предметам их воспримут как в самом деле ясные ориентиры для преподавания. Но где-то они будут восприняты и как способ фанатичного контроля знаний без должного критического осмысления. Диалог с традициями нужен, но не до фанатичного им поклонения.



Новости





























































Поделиться