Насыщенный практиками день, который начался дождем. Дождь здесь густой и тягучий: если есть влажность 150%, то это она. Лаборатории начались почти вовремя, хотя участники испытывали жесточайший джетлаг.
Кризис третьего дня никто не отменял, у всех нас осложненные отношения с этой самой влажностью, со временем, с содержанием: состояние сознания измененное, – устроители слово держат.
Наша лаборатория по сгущению коммуникаций в точках кипения продолжилась живым докладом-разговором томской команды во главе с Лианой Кобзевой.
Обсуждалось много вопросов о внутренней жизни ТК, которая внешнему человеку не видна, – работа по сближению людей, которые в обычной жизни по разным причинам не видят возможности для диалога, партнерства и доверия.
Благодаря этому разговору стало очевидно, как региональные политики отличаются друг от друга, как они влияют на содержание, сеть социальных взаимодействий, как по-разному переконфигурируют «ДНК сообщества» (по выражению Марии Долгих).
После этого кейса началась задачная работа, в начале которой нам «прилетело»: домашку не сделали. Спешно исправляли косяки, параллельно принимали новую задачу – все как у детей. Кстати, с детьми нас сближает большое количество потерянных вещей и сложные отношения с едой: еды как бы все время не хватает…
Сегодня создавали цифрового помощника для масштабирования «Точек кипения», тем самым пересобирая онтологию процесса.
Пишу и понимаю, что этот язык – не мой, он присвоен в процессе общения с островитянами за эти три дня. Особенное слово здесь «онтология».
За завтраком с коллегой – Андреем Петровым, специалистом в области семантического моделирования – говорили, что слово «онтология» на Острове употребляется в пяти значениях, но, кажется, это никого не смущает. Вот и я фразу «пересобирая онтологию процесса» говорю на этаком суржике программистско-методологического. Пока я не знаю, как к этому относиться, пусть поживет…
Вторую часть утра я посвятила новосибирскому проекту – подготовке к лаборатории оцифровки процесса коммуникации, которая начнется 14 июля.
И поэтому увидела продукты работы уже ставшей родной команды в соцсетях ночью – еще один феномен интенсива.
Параллельно ребята из других лабораторий создали ни больше ни меньше машинную систему поддержки принятия решений судьями, печатали на принтере какие-то штуки с труднопроизносимыми названиями, разбирали реальные кейсы для развития «Цифровой экономики», создавали цифровых помощников…
Тем удивительнее звучала визионерская лекция Павла Лукши, которую я выбрала: «Наездники сингулярности: как управлять в эпоху сложности, не привлекая внимания санитаров леса».
Удивило и содержание, которое по сути своей ставит под сомнение правильность выбранного технологического пути НТИ. Это в самом-то центре проектирования именно этого сценария развития будущего! И, конечно, та искренность и даже горячечность, с которой автор призывал задуматься о рисках, связанных с надеждами глобального мира на машинные технологии.
Следить за разворачиванием мысли «о мысли о будущем» – завораживающий процесс, но когда тебя приглашают присоединиться не только логически, но и эмоционально – это особая ценность.
Для читателей скажу, что надежда еще есть – она живет в тех пределах, которые про доверие между людьми, внимание к сообществам, сочувствие к живому и четкое понимание.
Сценарии побега нужно аккуратно сложить в отдельную папку, а папку сжечь, ибо «нас окружаем мы», и наводить порядок нужно внутри себя и в ближайшем диаметре вокруг себя. У всех нас эти диаметры соразмерны нашей деятельности: наше дело, семья и мы сами.