Госдума приняла в первом чтении законопроект о добровольном изучении национальных языков в республиках. Поправки в закон об образовании исключают принуждение русскоязычных детей к обучению языкам народов России, но при этом сохраняет обязательность родных языков, к числу которых отнесут и русский, передает корреспондент Накануне.RU.
Депутат Алена Аршинова рассказала, что несколько лет получает жалобы от родителей из разных регионов о принуждении их детей учить национальные языки, в отдельных случаях в ущерб русскому.
«Прокуратура выявляла тысячи нарушений законодательства. Было допущено даже такое нарушение, как сокращение часов обучения русскому языку, навязывалось незаконное тестирование, которое становилось фильтром для сдачи государственной итоговой аттестации. Родителей штрафовали за то, что ребенок не посещал занятия по «родному языку», – сказала Аршинова.
По ее словам, стремление депутатов Госдумы обеспечить добровольность изучения национальных языков республик было продиктовано поручением президента, которое Владимир Путин сделал в июле прошлого года. Тогда на заседании совета по межнациональным отношениям глава государства заявил, что изучение языков народов России – это «гарантированное Конституцией добровольное право».
Внесенный представителями всех фракций законопроект позволит сохранить баланс между соблюдением конституционного права и возможностью изучения государственных и родных языков, добавила депутат.
Сейчас на территории России проживают 193 народа, которые говорят на 227 языках. Из них всего 73 преподаются в школах, и только по 13 есть программы обучения.
Только по пяти языкам есть лицензированные учебники, добавил председатель комитета по образованию Вячеслав Никонов. По его словам, учебники по удмуртскому языку «годами лежат в Министерстве образования», потому что некому проводить их экспертизу.
Документ предусматривает создание фонда родных языков народов России, а также концепцию, методики преподавания родных языков.
Авторы законопроекта предложили принять его в первом чтении вместе с постановлением, где прописаны все изменения ко второму.
«Проект постановления, по существу, содержит в себе текст второго чтения. Замена формулировок произойдет гармонично и с вашим непосредственным участием, – обратился Вячеслав Никонов к депутатам. – Мы не спешим с принятием второго чтения, у нас будет месяц на доработку».
Глава комитета подчеркнул, что в тех школах, где предусмотрено изучение родного языка, этот предмет останется обязательным, но в качестве такового можно будет выбрать русский. При этом количество часов по русскому государственному языку сокращено не будет.
Депутат Ильдар Бикбаев предположил, что после принятия законопроекта интерес к преподаванию родного языка утратится, и уменьшится количество абитуриентов, поступающих на соответствующие филологические специальности.
«Именно для этого мы предлагаем создать фонд поддержки национальных языков, который помимо прочего создавал бы стимулы разного свойства: и моральные, и материальные, и интеллектуальные, чтобы заинтересовывать учеников заниматься филологией по национальным языкам, потому что они должны жить и развиваться», – ответил Никонов.
Депутат Александр Шерин поинтересовался, как быть в ситуации, когда ребенок из семьи военных при переезде в национальную республику оказывается единственным русскоязычным учеником в классе.
«В Татарстане Генпрокуратура подтвердила нарушения: там был случай, когда девочек попросили погулять в коридоре, когда изучался родной язык», – рассказал депутат.
В законе об образовании прописана необходимость учета возможностей образовательной организации, пояснил Никонов.
«Ясно, что во всех регионах есть русский язык как предмет изучения. В подавляющем большинстве случаев, в любой школе есть возможность изучать русский как родной, и учителя русского языка есть везде», – сказал глава комитета.
Депутат Федот Тумусов выразил надежду на то, что ко второму чтению в законопроекте будут урегулированы все спорные моменты.
«Многие поняли этот законопроект как объявление войны изучению родных языков народов РФ.В Конституции закреплено, что республики есть государства в составе РФ, у языков республик – статус государственных языков субъектов. Но Министерство образования не обеспечило разработки ФГОС по изучению национальных языков. То, что произошло в республиках, Иосиф Сталин охарактеризовал бы как головокружение от успехов или как перегибы на местах. Ко второму чтению изучение национальных языков должно быть в обязательной части образовательной программы, не должно быть насильственного принуждения к их изучению», – заявил депутат и добавил, что за нынешнюю редакцию закона голосовать не будет.
В результате законопроект поддержали 373 депутата, трое проголосовали против, и один воздержался.