Во время этих занятий ребята получают теоретические и практические навыки использования современных цифровых технологий, а также основы профориентации на перспективные специальности.
Для этого в центре созданы все необходимые условия: есть квалифицированные специалисты и высокотехнологичное оборудование (3D-сканеры разного вида и типа, пять разных видов 3D-принтеров, роботизированные мехатронные стенды,голографические столы и витрины, турбоформа).
Леонардо в 3D
Одним из направлений деятельности центра является освоение наследия великого Леонардо да Винчи в новом цифровом формате.
Этот гений Возрождения стал символом интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний, поскольку сочетал несколько разнообразных талантов: живописца, скульптора, архитектора, писателя, музыканта, поэта, инженера.
Именно его технические изобретения легли в основу новой методики, разработанной учеными РГГУ.
В октябре здесь прошла Университетская суббота, на которую приехали 56 учащихся из московских школ.
Профессор РГГУ Юрий Воронков выступил с вводной лекцией про Леонардо да Винчи.
Он рассказал о том, что гений Возрождения, которого еще называли итальянским Фаустом, оставил после себя не только знаменитые полотна, в числе которых Джоконда с ее незабываемой улыбкой, но и около 7 тыс. рукописей с рисунками различных изобретений.
Леонардо да Винчи придумал множество машин и аппаратов, которые при его жизни не получили практического воплощения по причине недостаточного уровня развития технического прогресса, а также потому, что описание своих открытий он зашифровал
особым зеркальным почерком. Но спустя несколько столетий, когда его труды были расшифрованы и опубликованы, его идеи вдохновили конструкторов на создание дельтаплана, парашюта, некоторых видов оружия и даже автомобиля.
А сегодняшним подросткам интересно окунуться в мир инженерной мысли великого итальянского живописца и реализовать его чертежи, создав на их основе компьютерные модели и распечатав их на 3D-принтере.
Ребятам показали, как рисунок превращается в объемный объект: происходит сканирование, изображение предварительно просматривается на специальной голографической витрине и, если модель выполнена правильно, то после этого она распечатывается на 3D-принтере. Надо понимать, что печать выполняется в течение 10–12 часов, а в качестве основного материала используется весьма дорогостоящий пластик, поэтому ошибок лучше не допускать.
Магия цифровых технологий
Самой увлекательной частью Университетской субботы стало посещение музея-мастерской Леонардо да Винчи, которую провел директор Международного института новых образовательных технологий РГГУ Сергей Кувшинов.
Экспонаты музея знакомят посетителей с архитектурными постройками, военными машинами, летательными аппаратами и другими замыслами мастера. Теперь их можно увидеть не только на рисунках, выполненных рукой гения, но и в качестве 3D-моделей, изготовленных школьниками, посещающими кружки и мастер-классы при РГГУ.
Особенность музея заключается в том, что все экспонаты можно потрогать руками и в некоторых случаях даже посмотреть, как они действуют на практике. Например, покрутить велосипедную цепь, подержать в руках модели вертолета, лодки, танка, мортиры, домкрата, велосипеда.
Кстати, велосипед, придуманный Леонардо, от современного отличается только тем, что у него не крутится руль, и он может ездить только по прямой. В остальном – практически точная копия.
Удивительно, но факт: гений Возрождения настолько опередил свое время, что 500 лет назад изобрел первого робота. Им стала тележка, которая предназначалась для одного из спектаклей: она приводилась в движение за счет обычного пружинного механизма, похожего на часовой.
Не оставляет равнодушным и архитектурный талант Леонардо, который в свое время сделал эскиз многокупольного храма. Существует легенда, что собор Василия Блаженного в Москве был построен по этим рисункам, которые передали русским послам во время их посещения двора миланского герцога Лодовико Моро.
Но, оказывается, мало увидеть и потрогать модели – их трехмерное изображение еще можно посмотреть на голографических витринах, не надевая при этом специальных очков, как это происходит в кинотеатрах. Но есть в музее и голографические столы, для просмотра изображений на которых такие очки используются. И тогда создается ощущение объема: шпили многокупольного храма хочется потрогать руками, можно увидеть и его внутреннее устройство.
И так любой объект оживает благодаря цифровым технологиям.
Еще одно чудо техники, которое продемонстрировали школьникам – это эффект дополненной реальности, который возникает благодаря специальному приложению. Его легко установить на любое мобильное устройство, будь то планшет или смартфон. После этого то или иное плоское изображение становится объемным, все внутренние механизмы машин и аппаратов, изобретенных Леонардо да Винчи, приходят в движение.
Сергей Кувшинов отметил, что такими приложениями можно снабдить все учебники, и тогда станут понятными сложные научные явления, которые не поддаются описанию или плоской графике: например, строение динозавра, движение планет, стереометрические фигуры.
При этом он подчеркнул, что голографические столы и витрины, а также специальное приложение, создающее эффект дополненной реальности, изготовлены отечественными производителями на предприятиях Москвы, Санкт-Петербурга и Воронежа.
«На этих машинах можно решить много творческих задач, и мы даже до конца еще не исчерпали весь потенциал, которым обладает это оборудование», – сказал Сергей Кувшинов.
Так что мы по праву можем гордиться нашими инженерами и учеными!
Загадки гения
На одной из стен музея висит большой плакат, на котором изображена подробная карта-схема итальянского города Имола, выполненная в свое время Леонардо.
Недавно была произведена аэрофотосъемка этого города, и схема, выполненная по современным технологиям, совпала с той, которую нарисовал в свое время величайший гений Возрождения.
Как это удалось Леонардо, не обладавшему современными техническими средствами, остается одной из его неразгаданных тайн.
Во время экскурсии ребятам задали два контрольных вопроса, для ответа на которые требовались не только внимание, но еще наблюдательность и смекалка.
Так, их просили ответить, из какого материала сделаны бюсты Леонардо да Винчи, распечатанные на 3D-принтере и выставленные в музее. То, что один из бюстов сделан из пластика, ребята догадались сразу, поскольку этот материал, как правило, применяется для такой печати. Второй бюст оказался намного тяжелее, и школьники затруднились ответить на вопрос. Как выяснилось, в качестве материала в этом случае использовали обычную офисную бумагу, сложенную в несколько слоев. За счет этого увеличился вес бюста.
Второй вопрос касался сложной резной эмблемы, выставленной в музее. Надо было указать способ ее изготовления. Ребята угадали, что это лазерная пирография, выполненная на специальном станке.
Школьники, правильно ответившие на вопросы, получили призы – модели изобретений Леонардо да Винчи, распечатанные на 3D-принтере.
После просмотра короткого фильма о великом мастере ребятам задали вопросы о некоторых биографических фактах из его жизни, в частности о том, кто был его любимым учеником. Ребята назвали имя Франческо Мельци, который провел последние 10 лет с Леонардо да Винчи и после его смерти стал хранителем его наследия, главным образом творческого и научного.
Несмотря на свой многогранный талант, Леонардо не накопил большого богатства и не создал семью. В историю он вошел как трагическая одинокая фигура своего времени. Последние три года своей жизни он провел в замке Амбуаз во Франции, куда его пригласил погостить король Франциск I.
«В жизни этого короля было много военных побед и поражений, но прославился он именно тем, что пригласил пожить в своем замке Леонардо да Винчи», – такими словами завершил экскурсию Сергей Кувшинов.
Уходя из РГГУ, ребята делились друг с другом новыми впечатлениями, некоторые говорили, что хотят записаться в кружки и мастер-классы.
Это можно сделать на сайте 3davincimuseum.ru
А экспонаты музея-мастерской Леонардо да Винчи можно посмотреть на сайте vinci.ru