Рецензия на урок // Статья

«Мы не учим правила, а раскрываем секреты родного языка»

Обычно уроки русского языка воспринимаются как скучные и трудные: нужно выучить много правил, а к ним еще больше исключений. Многие вещи надо просто запомнить (не хочется употреблять немодное слово «вызубрить»). Но как сделать самый традиционный урок по этому важнейшему школьному предмету увлекательным и, не побоюсь этого слова, легким?

«Мы не учим правила, а раскрываем секреты родного языка»
Фото: 4.bp.blogspot.com

Оказывается, это вполне возможно. В этом я убедилась, побывав на уроке учителя русского языка и литературы, кандидата педагогических наук, автора пособий по русскому языку Ларисы Поникаровой в школе № 609 города Зеленограда.

Если говорить точнее, это было дополнительное занятие для учащихся 4-го класса – как теперь принято говорить, мотивированных, но слабо успевающих.

Занятие проходило в последний день весенних каникул. Погода стояла слегка прохладная, как и положено для середины апреля, но солнце светило ярко и празднично, отнюдь не способствуя учебному настроению.

Но, несмотря на каникулы, детей пришло немало. Одна ученица даже приехала из соседнего Солнечногорска.

Тема урока была посвящена глаголу – наверное, одной из самых сложных частей речи, с которой связано множество ошибок: от раздельного написания с частицей «не» до различных окончаний в зависимости от спряжения, наклонения и других форм, присущих глаголу.

Итак, предлагаемые обстоятельства: не слишком сильные ученики, последний день каникул, солнечное весеннее утро… и глагол.

Но оказывается, если весело поприветствовать ребят, пошутив на тему о том, что урок в каникулы – не самое лучшее времяпрепровождение, что сейчас хорошо бы погулять, а не сидеть за партой, то обстоятельства отступают на второй план.

Лариса Александровна раздает листочки с текстом известной песенки «Большой секрет для маленькой компании.

В тексте много глаголов, которые будут разбираться на уроке. Тут и правописание с частицами, и мягкий знак после шипящих, и много других секретов, о которых предстоит узнать ребятам.

Не случайно «секрет» – ключевое слово этой песенки – становится лейтмотивом урока. Лариса Александровна объясняет не правила, а секреты.

Например, одно из первых заданий – разобрать глагол «продашь» по составу («не продашь и не купишь друзей») – вызывает трудности, как вскоре выяснилось, закономерные.

Чтобы определить окончание, дети спрягают глагол в разных формах: продаст, продам.

И это не помогает, потому что раньше они с такими примерами не сталкивались. А все новое – это всегда секрет. И Лариса Поникарова снимает завесу тайны, делится ею с учениками: глагол «продать» происходит от древнего глагола «дать», в котором остались архаичные окончания: «шь» (продашь), «ст» (продаст), «м» (продам).

И это ее первый секрет.

А второй, самый главный, заключается в том, что глагол, оказывается, «дружит» с частицами.

На занятии было рассмотрено несколько примеров глаголов с различными частицами: «бы», «ли», «же», «не», «это» и самой сложной – «неужели».

Ребята долго пытались разгадать тайну этой частицы: как пишется – вместе или раздельно, пока не пришли к выводу, что пишется слитно. Ведь нет же такого слова, как «ужели».

А поскольку все глаголы и частицы были представлены в контексте предложений, то попутно ученики повторили однородные члены, выделили основу – подлежащее и сказуемое, причем примеры были достаточно нестандартные. И все это легко, в хорошем темпе, без напряжения.

Педагог акцентирует внимание на выделении обращения. С этим просто беда не только у детей, но и у большинства взрослых: стоит только взглянуть на переписку в соцсетях. На доске появляется предложение: «Сходил бы ты милейший друг погулять». Дети получают задание вставить знаки препинания. Кто-то хочет выделить местоимение, кто-то – только слово «друг»; наконец найден верный вариант.

Не забыл учитель и о «воспитательном» секрете. «А что такое друзья для вас?» – обращается педагог к ребятам. Звучат разные ответы. Девочка тянет руку: друзья – это помощники! Конечно!

«А сюда вы разве не затем пришли, чтобы узнать, что друзья – это ещё и радость?» – спрашивает Лариса Александровна.

Час занятий пролетел незаметно, и даже осталось ощущение какой-то недосказанности: ведь не все же секреты раскрыты, хочется еще и еще погружаться в этот мир познания…



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться