Оказывается, это вполне возможно. В этом я убедилась, побывав на уроке учителя русского языка и литературы, кандидата педагогических наук, автора пособий по русскому языку Ларисы Поникаровой в школе № 609 города Зеленограда.
Если говорить точнее, это было дополнительное занятие для учащихся 4-го класса – как теперь принято говорить, мотивированных, но слабо успевающих.
Занятие проходило в последний день весенних каникул. Погода стояла слегка прохладная, как и положено для середины апреля, но солнце светило ярко и празднично, отнюдь не способствуя учебному настроению.
Но, несмотря на каникулы, детей пришло немало. Одна ученица даже приехала из соседнего Солнечногорска.
Тема урока была посвящена глаголу – наверное, одной из самых сложных частей речи, с которой связано множество ошибок: от раздельного написания с частицей «не» до различных окончаний в зависимости от спряжения, наклонения и других форм, присущих глаголу.
Итак, предлагаемые обстоятельства: не слишком сильные ученики, последний день каникул, солнечное весеннее утро… и глагол.
Но оказывается, если весело поприветствовать ребят, пошутив на тему о том, что урок в каникулы – не самое лучшее времяпрепровождение, что сейчас хорошо бы погулять, а не сидеть за партой, то обстоятельства отступают на второй план.
Лариса Александровна раздает листочки с текстом известной песенки «Большой секрет для маленькой компании.
В тексте много глаголов, которые будут разбираться на уроке. Тут и правописание с частицами, и мягкий знак после шипящих, и много других секретов, о которых предстоит узнать ребятам.
Не случайно «секрет» – ключевое слово этой песенки – становится лейтмотивом урока. Лариса Александровна объясняет не правила, а секреты.
Например, одно из первых заданий – разобрать глагол «продашь» по составу («не продашь и не купишь друзей») – вызывает трудности, как вскоре выяснилось, закономерные.
Чтобы определить окончание, дети спрягают глагол в разных формах: продаст, продам.
И это не помогает, потому что раньше они с такими примерами не сталкивались. А все новое – это всегда секрет. И Лариса Поникарова снимает завесу тайны, делится ею с учениками: глагол «продать» происходит от древнего глагола «дать», в котором остались архаичные окончания: «шь» (продашь), «ст» (продаст), «м» (продам).
И это ее первый секрет.
А второй, самый главный, заключается в том, что глагол, оказывается, «дружит» с частицами.
На занятии было рассмотрено несколько примеров глаголов с различными частицами: «бы», «ли», «же», «не», «это» и самой сложной – «неужели».
Ребята долго пытались разгадать тайну этой частицы: как пишется – вместе или раздельно, пока не пришли к выводу, что пишется слитно. Ведь нет же такого слова, как «ужели».
А поскольку все глаголы и частицы были представлены в контексте предложений, то попутно ученики повторили однородные члены, выделили основу – подлежащее и сказуемое, причем примеры были достаточно нестандартные. И все это легко, в хорошем темпе, без напряжения.
Педагог акцентирует внимание на выделении обращения. С этим просто беда не только у детей, но и у большинства взрослых: стоит только взглянуть на переписку в соцсетях. На доске появляется предложение: «Сходил бы ты милейший друг погулять». Дети получают задание вставить знаки препинания. Кто-то хочет выделить местоимение, кто-то – только слово «друг»; наконец найден верный вариант.
Не забыл учитель и о «воспитательном» секрете. «А что такое друзья для вас?» – обращается педагог к ребятам. Звучат разные ответы. Девочка тянет руку: друзья – это помощники! Конечно!
«А сюда вы разве не затем пришли, чтобы узнать, что друзья – это ещё и радость?» – спрашивает Лариса Александровна.
Час
занятий пролетел незаметно, и даже осталось ощущение какой-то
недосказанности: ведь не все же секреты раскрыты, хочется еще и еще
погружаться в этот мир познания…