Рецензия на урок // Статья

Елена Пономаренко: «Никогда не останавливайтесь в развитии и не бойтесь экспериментировать в творчестве»

Как художница стала учителем

Елена Пономаренко: «Никогда не останавливайтесь в развитии и не бойтесь экспериментировать в творчестве»

Как-то один из ее учеников заявил: «Матисс – это полный отстой!»

Тогда она предложила ребятам написать сочинение на эту тему и аргументировать свое мнение. После этого подросток осознал, что быть убедительным труднее, чем просто отрицать.

В конце урока дети пришли к выводу: «Пока я не понимаю творчество Матисса, но допускаю мысль о его значимости в мировом культурном наследии».

Таких случаев на уроках Елены Пономаренко – преподавателя МХК Павловской гимназии Подмосковья

– немало. Она не спорит даже с самыми неприемлемыми, на первый взгляд, утверждениями своих воспитанников, а просит их доказать свою позицию.

«Когда границы собственного сознания принимаются за границы мира, тогда и рождается посредственность. Но если мы начинаем рассуждать, то понимаем, что мир гораздо шире и многослойней, чем нам представляется на первый взгляд», – говорит Елена Жановна.

В детстве она мечтала стать скульптором и после школы воплотила свою мечту. Окончила Московский художественный институт имени В. Сурикова и Творческие мастерские Российской академии художеств. Училась у знаменитых мастеров – Павла Бондаренко, Виктора Цигаля.

Выставлялась в галереях, награждена грамотами и дипломами Союза художников России за вклад в развитие современного искусства.

Так продолжалось до тех пор, пока в ее жизни не случился неожиданный поворот. Однажды учительница начальных классов, где занимались ее дети, попросила ее выступить перед ребятами с лекциями об искусстве. Первый опыт оказался удачным: дети с интересом слушали ее рассказы, а ей доставляло удовольствие с ними общаться.

Так она впервые почувствовала себя педагогом. Время шло, она стала развиваться в этом направлении, получила постдипломное образование в области педагогики, и вот последние девять лет Елена Жановна преподает мировую художественную культуру (МХК) в Павловской гимназии. Четыре года назад вместе со своими коллегами она разработала авторский курс для 5–6-х классов, который объединяет такие предметные области, как литература, изобразительное искусство, музыка. Авторы новой программы – Елена Пономаренко и словесник Анастасия Сиразетдинова – ставили очень смелые задачи перед собой и перед детьми: расширить кругозор учащихся, освободить творческое мышление ребят от стереотипов, привить им навыки, которые будут полезны в жизни.

От командной работы до story telling

Необходимые навыки формируются как на уроках, так и в проектной деятельности: командная работа, умение планировать свое время (поскольку проекты бывают рассчитаны на полгода-год), умение презентовать результаты своей деятельности (публичные выступления). Не случайно такое большое внимание уделяется story telling – способности грамотно, увлекательно, лаконично рассказать о чем-то. В авторском курсе Пономаренко–Сиразетдиновой есть даже цикл занятий «Я – писатель», посвященный отработке таких умений.

Наконец, немаловажно научить современных школьников что-то делать своими руками: шить, рисовать, изготавливать керамические изделия, заниматься дизайном.

В школе есть японский уголок, оформленный учениками Елены Пономаренко: ребята сами расписывали панно с сакурой, носили песок и камни. Некоторые поначалу были недовольны тем, что их заставляют заниматься физическим трудом, но, когда увидели результат, то о своих настроениях сразу забыли.

Конечно, вести такой многопрофильный курс одному человеку было бы сложно, поэтому Елена Жановна преподает этот предмет совместно с коллегами из Павловской гимназии – психологом Ириной Масловой и учителями технологии Игорем Голубиным и Юлией Федотовой.

«В нашей команде нет четкого разделения функционала, даже если речь идет о, казалось бы, сугубо специальных разделах по литературе, музыке, технологии или лекций по истории искусства. Мы подхватываем друг друга в зависимости от того, как развиваются события на уроке. Имея четкую цель, мы предлагаем свободу выбора путей ее достижения детям, умело направляя их действия», – рассказывает Елена Пономаренко.

К сожалению, мне не довелось побывать на уроке, который она ведет в тандеме с другими учителями, однако это не сделало мое посещение менее интересным.

Суп искусства и волхвы на автомобилях

Холл перед кабинетом МХК уставлен пестрыми плакатами, изготовленными учащимися для различных проектов.

Захожу в класс и опять разбегаются глаза: на стенах репродукции картин известных мастеров, картины самой Елены Жановны, работы учащихся.

Словом, вся обстановка настраивает на общение с искусством.

Я присутствую на сдвоенном уроке в 5-м классе, в котором по авторской программе стартуют занятия по МХК.

К моменту моего посещения ребята уже отучились полгода и получили базовые представления об искусстве. Поэтому первый урок был посвящен обзору пройденных за этот период тем.

Пятиклассникам не составило особого труда «вспомнить все», поскольку они ведут специальные папки, где в рисунках, схемах и кратких записях отражен изученный материал.

Например, самая первая страница – это представление о том, что такое искусство.

На рисунке – большая кастрюля, в которой «варятся» образы, слова, звуки, эмоции, фантазии.

Есть в заветной папке и более серьезные картины – скажем, изображение золотого сечения как основы любого классического произведения в живописи, архитектуре, скульптуре.

Одна из любимых ребятами тем – Рождество. Они знают наизусть имена всех волхвов, приносивших дары младенцу Иисусу.

Параллельно с волшебным рождественским сюжетом пятиклассники изучали тему «Дом»: получили первые знания об архитектурных стилях, сами рисовали дома – с садом на крыше или целые замки. Каждый старался в меру своей фантазии.

По итогам первого полугодия ученики оформили «mood boards» – в дословном переводе «доски настроений», посвященные рождественской теме.

Здесь они использовали разные умения: рисовать, делать аппликации и оригами из цветной бумаги, и, конечно, продемонстрировали свою фантазию.

Поэтому получились такие разные и непохожие друг на друга «mood boards». Например, Коля переместил волхвов в наши дни: к дому Иисуса Христа они подъезжают на современных автомобилях.

Воображение, наблюдательность… и слова-лягушки

Второй урок был посвящен сочинению коротких рассказов.

В самом начале Елена Жановна задает вопрос: какими качествами должен обладать писатель? Ребята перечисляют: воображение, память, внимание, наблюдательность.

Последняя способность – одна из важнейших. Поэтому периодически Елена Пономаренко отрабатывает ее у детей путем незамысловатых на первый взгляд тренингов. В качестве объекта выбирается кто-то из класса, выходит за дверь, и все оставшиеся должны описать его внешность по памяти, включая цвет волос, особенности одежды и обуви. На этот раз объектом вызвалась стать сама Елена Жановна. Ребята точно описали ее облик вплоть до мельчайших деталей, только цвет глаз не разглядели.

После этого выполнялось упражнение на проверку фантазии: учительница показывала детям картинку, на которой был изображен мальчик в рваных штанах. Нужно было выдвинуть свои версии причин, почему он порвал штаны.

Вариантов оказалось множество: перелезал через забор, упал, беден. А один ученик предположил, что мальчик порвал свои брюки для того, чтобы перебинтовать раненую собаку, которую он встретил на улице.

И вот заключительное задание: придумать продолжение рассказа к уже готовым начальным строчкам. Дети делятся на группы и начинают творить.

Правда, звонок не дает завершиться творческому процессу, и мне, к сожалению, не удается узнать, чем закончилась каждая история.

Задание на дом: наблюдение за своими близкими (родителями, братьями, сестрами, домашними животными).

«Story telling актуален во всех сферах деятельности, включая рекламу, которая становится все более нарративной, то есть повествующей о каких-то событиях. Без этого навыка трудно представить себе успешного человека», – поясняет Елена Жановна после урока.

Отработка навыков грамотной устной и письменной речи – задача каждого занятия. Педагоги, ведущие курс МХК, стремятся постепенно отучить детей от слов-паразитов, а еще от стереотипов и шаблонов мышления и, конечно, грубых слов. Заметила, что в процессе урока Елена Жановна напоминала детям о картине Иеронима Босха «Фокусник»: на ней изображена девушка, изо рта которой падают лягушки. Теперь, если кто-то из учеников некрасиво выразится, не только учитель, но и сами дети напоминают своему товарищу о словах-лягушках.

Отсроченный эффект

Елена Жановна признается, что не всегда ее отношения с учениками складываются безоблачно.

«Часто дети сопротивляются этому курсу или тихо ненавидят меня и моих коллег. Поначалу мы с искусством обижались, а потом я поняла, что мы выводим детей из своеобразной зоны комфорта, когда вместо того, чтобы заучить материал и ответить на вопросы в конце параграфа, мы просим придумать что-то свое, высказав мнение по тем или иным проблемам», – рассказывает она.

Рефлексируя сложные ситуации, которые порой возникают на уроках, она пришла к выводу, что ее отношения с детьми имеют отсроченный эффект: к старшим классам выпускники начинают сознавать, какой это важный предмет, и по окончании школы тоскуют по этим занятиям, на которых они могли не только научиться чему-то новому, но и поговорить по душам, сделать что-то своими руками, задать учителю очень значимые для них жизненные вопросы.

«Современные подростки – успешные, благополучные, симпатичные – часто говорят о том, что их жизнь не имеет смысла. Мы разбираемся, почему? И пусть ответы не находятся сразу, но сами разговоры на такие сложные темы переоценить невозможно», – говорит Елена Пономаренко.

Если лет пять назад у нее было больше конфликтов на тему «зачем мне это надо», то теперь ребята сами просят ее пойти с ними на выставку. И пусть такое желание изъявят только четыре человека из всего класса, она все равно считает, что это победа.

Не говоря уже об участии ее учеников во Всероссийской олимпиаде школьников по МХК.

«За время преподавания авторского курса “Искусство” все, кто соприкасается с ним – и учителя, и дети – кардинально меняются. Открываются такие ресурсы, о которых мы даже не подозревали. Например, меня пригласили записывать в студии сочиненные мною истории об искусстве, которые размещаются на платформе Storytell. Четыре года назад такая идея даже не пришла бы мне в голову», – говорит Елена Жановна.

В заключение – три совета Елены Пономаренко начинающим преподавателям МХК:

  • Слушайте детей и следуйте за ними, умело направляя их творческий порыв.
  • Не бойтесь признаться в том, что чего-то не знаете сегодня, ведь у вас всегда есть возможность узнать это завтра.
  • Никогда не останавливайтесь в развитии и не бойтесь экспериментировать в творчестве.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Другие статьи автора

Возвращение ядра

?? 2019 года Минпрос представил на широкое общественное обсуждение новый проект ФГОС начального общего образования. Предыдущие проекты были представлены в июле 2017-го и в марте 2018 года и вызвали шквал критики в адрес разработчиков со стороны педагогической общественности.

Новости





























































Поделиться