У меня двойственное ощущение от текста: с одной стороны, все верно и неоднократно писано и говорено, с другой стороны, это «письма издалека».
Автор, конечно, учитель информатики по образованию, но в миру его знают как проректора по дистанционному обучению, причем одного из успешных по нескольким реализованным вузовским проектам. Я, в отличие от автора, 25 лет отработал именно в школе до 2011 года. А когда высказываю свое мнение по современной ситуации, некоторые действующие коллеги едко интересуются: «А ты, уважаемый критик, давно в живую школу заходил?». Я, конечно, захожу в живую школу, но в ином статусе. Мне есть, чем огрызаться, но и посыл мне понятен: учитель один на один с системой. Это камерная логика жизни. Не в смысле лагерной камеры (хотя для некоторых особо выдающихся самоуничижителей и такой вариант возможен), а в смысле малых масштабов общения: закрыл дверь класса и тихо несешь Разумное Доброе Вечное. Объединение для праведной борьбы за свои права– это учителю чуждо, только доведенным до крайности.
Недоумевающим, как связано написанное Александром Молчановым и мною, отвечаю: тесно связано. Достали! Вещающая уже из утюга «цифровая экономика» только для простых гражданских дополнительное благо. Учителя эта цифра забюрократизировала настолько, что он уже не знает, как от нее отбиться.Только для широко мыслящих информатизация или, как сейчас модно, цифровизация предназначена для снятия бюрократической нагрузки с работника, облегчение его труда за счет автоматизации. Для учителя информатизация превратилась в кладезь бюрократических фантазий чиновников, которые уже не знают, как бы еще раскрутить цифровые возможности технологий для надзора и контроля чего угодно в целях «повышения качества образования», хотя никто внятно не в состоянии объяснить, в чем и как его измерять. Значит, море возможностей для новых фантазий.
Чтобы осмысленно относиться к реальным задачам, где применима цифра, нужно не жить под дамокловым мечом, что «все сказанное и сделанное может быть обращено против Вас», а чувствовать свободу и независимость в принятых решениях. До сих пор все сделанное в направлении развития цифрового образования, обращалось против учителя: что он раньше делал по собственной творческой инициативе, теперь стало его обязанностью, причем совсем не обязательно именно то, что ему понравилось или что он сам выбрал,– что выбрал за него чиновник. И зачем ему этот геморрой (простите за одесские обороты)?
Чтобы цифровая жизнь органично развивалась, нужно заново «приручить» учителя, вернуть ему право творчества. А для этого нужно усмирить органы власти, получившие в обезумевшие бюрократические руки волшебную палочку цифровых технологий. Министр образования и науки Ольга Васильева пообещала сократить вал отчетности в школе, но эта задача пока так и осталась нерешенной.А поскольку цифра теперь еще и Президентом поставлена на пьедестал высшего показателя инновационности, то и бюрократам бояться нечего.
Я на своих семинарах говорю о четырех уровнях развития цифры:
- инструмент;
- технология;
- среда;
- мышление.
Школа пока редко выходит за рамки уровня внедрения технологии. Большинство на уровне нового инструмента. Статья Молчанова тоже охватывает проблемы технологического уровня. Не потому, что Александр не может поставить проблему глубже, а потому, что даже технологический уровень, как мы видим по статье, далек от решения. А, по-хорошему, в продвинутых по цифре регионах и школах пора бы выходить на уровень среды и мышления. Но в условиях забюрокраченности и катастрофической ограниченности по времени учитель будет тихо вести итальянскую забастовку. И я его понимаю, хотя пишу манифесты о цифровой образовательной среде и агитирую за выход в развитии на уровни цифровой среды и цифрового мышления.
А Александр Молчанов прав сто раз, хотя не для этой жизни. И от этого сто крат обиднее.