Текст полезный и во многом справедливый. Вот несколько комментариев.
Общий тезис: в школе нужно использовать те же технологии, которые взрослые люди используют на работе и те, которые они и их дети используют дома. Как пишет автор: «Школа всегда была отражением реального мира, в котором мы учили школьников и готовили их к взрослой жизни. Мир становится цифровым, пришла пора начать меняться школе, пришла пора меняться учителям. Давайте начинать уже сегодня.» Тезис очевиден, и он, наконец, стал очевиден и власти «уже сегодня», в частности, входит в мероприятия той самой программы «Цифровая экономика», которую упоминает Молчанов. Менее очевиден он школьным учителям, о чем справедливо пишет автор. Но изменения начнутся, и вы можете догадаться, с чего – конечно, с ЕГЭ. Будет наконец выполнено решение комиссии при Президенте РФ об использовании цифровых технологий на экзаменах. Конечно, речь не идет о любых технологиях. Детям по-прежнему нельзя будет звонить по мобильнику репетитору, но, например, компьютерный ввод текста на экзаменах по языку и калькулятор на физике станут законными.
Почему это не нравится некоторым учителям? И здесь вы угадали. Несмотря на то, что дети узнают в школе больше интересного, научатся самостоятельно мыслить и приобретут много чего полезного, но учить их надо будет другому и по-другому. А это – совсем не то, что пройти курсы повышения квалификации.
Теперь – конкретно.
Родительские собрания. В общем, все правильно, но почему-то о возможности дистанционного участия в собрании как промежуточной форме от собрания к «без-собраний», говорится как о «вебинаре». Можно, конечно, и так назвать.
Домашние задания. Это – более серьезный вопрос. Цифровые технологии открывают безбрежные перспективы для жульничества и огромные возможности для его предотвращения. Но технические возможности для ловли жуликов (например сличения отсканированных и распознанных версий работ и т.д.) не могут решить проблему без человеческого фактора. Один из эффективных, но пока затратных, по силам учителя, способов решения проблемы является упоминаемый автором «перевернутый класс». Ключевым же здесь можно считать вопрос автора: «Учитель сделал вид, что выполнил программу и ФГОС, а ученик сделал вид, что сделал домашнее задание. Неужели от такого процесса оба получили удовлетворение?» Если оба будут получать удовлетворение от другого, то может оказаться, что технологических решений будет достаточно, а может – что они и вовсе не нужны. Новая цифровая мораль воспитывается с младенчества, с одной стороны – «камера все видит», с другой – «брать чужое без спроса – нельзя». При этом цифровые технологии могут и существенно улучшить, «исправить» ситуацию с домашним заданием, о чем автор не пишет. Традиционная ситуация с домашним заданием такова: учитель дает задание, дети выполняют, приносят результат на следующий урок, учитель собирает тетрадки, объясняет новую тему, а тетрадки раздает на «после-следующем» уроке. Но это же крайне неэффективно! Правильный порядок – другой: учитель дает задание, дети выполняют его в установленное время и посылают учителю на проверку, учитель проверяет и, придя на следующий урок, обсуждает с ними именно это домашнее задание, их ошибки и достижения в его выполнении.
Мобильные телефоны. Все правильно, но автор забыл об одном важном условии: телефоны должны быть настроены так, чтобы не реагировать ни на какие звонки и сообщения, не получать их до конца урока. Не отвлекаться на них невозможно и взрослому, а тем паче ребенку.
Кружковая работа и внеурочная деятельность. Это уже – не про цифровые технологии, а про сетевые формы, предусмотренные законом. Их введение в практику действительно идет очень медленно. Возможно, понадобится и еще законотворчество.
Автор продолжает список своих примеров еще несколькими и справедливо пишет: «Безусловно, данный список можно продолжать дальше.» Заметим, что есть и более серьезные примеры. В частности, в соответствии с уже действующим ФГОС в начальной школе дети должны осваивать клавиатурный ввод. На уроках математики удастся достигать действительно важных целей развития мышления и математического моделирования, если часть работы по решению уравнений переложить на компьютер. Географические карты и исторические ленты времени, дополняемые фактами из жизни семьи ученика, – мощное средство воспитания настоящего чувства родины. График собственного движения на экране компьютера позволяет понять, что такое график, за минуты, а не недели и т.д.
Будем надеяться, что программа «Цифровая экономика» даст возможность тем учителям, кто это понимает, все это делать, а остальным даст пищу для размышления.