Качество образования // Комментарий эксперта

Все хорошо в меру

Мир должен оставаться многогранным. В нём должно быть место и электронным книгам, и фолиантам в картонной обложке, и играм в стилистике «майнкрафт», и реальным кубикам!

Автор справедливо указывает на важные факторы современного мира: виртуализацию, расширение зоны влияния на взрослых и детей цифровой сферы, буквально встраивания её в генетический код «homo sapiens». Это данность, с которой нельзя не считаться. Но как любой цивилизационный этап она не может рассматриваться исключительно в позитивном ключе. Открытие атома, ядерной реакции – тоже, безусловно, важнейший цивилизационный шаг. Но какие последствия он имел и имеет, думаю, пояснять не нужно. Конечно, цифровая среда в целом напориста, даже агрессивна. Если в какой-то мере не противостоять ей, то она вытеснит многие достижения человечества, которые дались ему с немалыми жертвами. Я считаю, сейчас и так много разных сегментов жизни отдано на откуп «цифровой интервенции». Автор удивляется, что кто-то может быть этим не доволен! Поразительно! Знаете, и сейчас есть немало людей, не приемлющих самолёт или электродрель!

В то же время Александр Молчанов, видимо, далёк от действительной школьной обстановки. Либо он знакомился с ней с помощью гаджетов, сайтов, а, может быть, эпизодических личных наблюдений. Школа, конечно, реагирует на информационный вызов. Разработана целая программа «Электронная школа», которая постепенно реализуется. Но цифровой гонки никак нельзя допускать, ибо при реализации любой программы надо учитывать массу аспектов. Влияние её на психику, волю людей, сочетание с культурными основами нации (язык, моральные нормативы, мировоззренческие доминанты), социально-экономические условия (блестящими их никак назвать нельзя), здоровье народа (оно катастрофически ухудшается)...

Автор не может не быть в курсе того, в каком тяжёлом положении находится российское образование. Многое разумное, по-настоящему передовое (и не только из области информационных технологий) не внедряется, губится на корню. Педагоги придавлены бюрократизацией и коммерциализацией образовательного процесса, нехваткой экономических ресурсов и попросту жизненных сил. Но это не значит, что нужно отменить реальные встречи родителей на собраниях и выполнение домашних заданий по вопросам учебников или методичек, исключить сам рассказ учителя, обращённый к реальной аудитории с её эмоциями и биополярной структурой. Образ дурного педагога я не держу в голове и говорю не от его имени.

«Облегчая» жизнь учителям и руководителям учреждений с помощью гаджетов, можно окончательно разрушить образовательное пространство. Если педагог превратится в придаток к гаджету, то это не означает, что «плохая педагогика» умерла. Это означает, что наше молодое поколение в опасности.

Неплохие предложения А. Молчанова по ряду вопросов, естественно, нужно рассмотреть, не нарушая меру, требуемую в любом эксперименте, и, наблюдая за другими процессами, которые протекают в то же самое время, в которое мы говорим о чём-то с излишней уверенностью: «Это наиважнейшее на сей момент, давайте сосредоточимся на данном вопросе, потому что он меня лично и моих знакомых очень интересует!» Ретивое открытие информационных «шлюзов» без всяких фильтров – вряд ли сейчас первоочередная задача. Естественно, я не противник информатизации и не апологет мела и указки, но мне не хочется быть «клиентом родительского собрания». Я не сторонник организации в каждой школе кружка по трюкам на велосипедах (учитывая высокий уровень травматизма среди детей).

Также информирую автора статьи о том, что школа (по крайней мере, городская) предлагает более десятка всяких занятий во внеурочное время – как платных, так и за счет бюджета. К примеру, тысячи прекрасных школьных музеев ежедневно ждут гостей (а не клиентов) под своими сводами. Что-то я не замечаю особенного родительского рвения в плане помощи музеям в оснащении их какими-то гаджетами. Или нас вполне устроит виртуальная экскурсия, потом виртуальный бутерброд, потом виртуальные кроссовки, потом виртуальная микстура от кашля, ну а потом и виртуальный аттестат и диплом? Мир должен оставаться многогранным – это моё сущностное убеждение. В нём должно быть место и электронным книгам, и фолиантам в картонной обложке, и играм в стилистике «майнкрафт», и реальным кубикам! Один из уроков истории таков: ничто, доведённое до абсурда, не приносит пользы. А дискуссии, разумеется, должны быть. И в этом смысле статья А. Молчанова – очень актуальный и бодрый месседж всем нам, который мы не вправе оставить без внимания.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube