Качество образования // Тема дня

Галина Ковалева: «Если наши дети овладеют функциональной грамотностью и научатся работать в команде, тогда не только они смогут выжить, но выживет вся наша цивилизация»


Галина Ковалева: «Если наши дети овладеют функциональной грамотностью и научатся работать в команде, тогда не только они смогут выжить, но выживет вся наша цивилизация»

В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества (ОЭСР), Россия принимала участие с момента старта этого исследования в 2000 году. Кстати, за все годы участия в PISA споры на тему значимости ее результатов не утихали: одни говорили, что на это не стоит обращать внимания и выбирать «свою колею», другие утверждали, что необходимо строить образование в соответствии с требованиями PISA. Последний призыв был услышан на самом высшем уровне, о чем свидетельствовал Указ Президента о вхождении России в топ-10 стран по качеству основного общего образования.

В 2020 году был запущен Проект «500+», призванный помочь в достижении этой глобальной цели. Название проекта отражает задачу достижения функциональной грамотности учеников до уровня 500 баллов и выше. Кстати, по итогам PISA, в среднем по математической, читательской и естественнонаучной грамотности российские школники набирали 478-488 баллов из 1000 возможных. Это третий уровень (следующий после минимального порогового) из шести возможных и отставание от лидеров примерно на 100 баллов. Так что работать было над чем и было куда стремиться.

Но в 2022 году с началом СВО и введением санкций наша страна исключена из списка участников PISA, а проект «500+» прекратил свое существование. Как отразится такое решение на качестве школьного образования, или оно пройдет не замеченным? Стоит ли российским школам ориентироваться на международные стандарты или вполне можно обойтись своими? Об этом и многом другом мы говорим с руководителем Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Галиной Ковалевой.

Дорога перемен

– PISA – очень гибкое исследование, которое достаточно быстро меняется и обновляется и по содержанию, и по форме. Например, в 2012 году появилось новое направление – финансовая грамотность, в 2018 году – глобальные компетенции, проверяющие умение решать масштабные проблемы, связанные с экологией, демографией, межнациональным и межкультурным взаимодействием. Что касается формы, то постепенно PISA перешла от «бумажных» форматов к решению задач на компьютерной платформе. Исследование 2022 года впервые было ориентировано на формирование креативности как способности формулировать разнообразные идеи, анализировать их и предлагать разные решения одной проблемы. Как Вы оцениваете эти перемены и что нас ожидает в ближайшем будущем?

– PISA, начиная с 2000-го года, поставила серьезный вопрос: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе? Это означает решение широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Этот исследовательский вопрос во многом пересекается с определением функциональной грамотности, то есть способности использовать все имеющиеся знания в реальной жизни для решения проблем.

Но серия международных мониторингов началась задолго до этого – в 1995 году – с исследования TIMSS, которое оценивает уровень подготовки учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественным наукам, а также сравнивает образовательные системы мира по этим предметным областям. То есть в конце ХХ века началось серьезное осмысление качества образования в странах, как освоение изученного содержания, и были сделаны первые попытки в рамках TIMSS оценить, как полученные знания применяются при решении практико-ориентированных задач, т.е. оценить математическую и естественно-научную грамотность.

А уже в начале XXI столетия ОЭСР, как организация экономического сотрудничества и развития, поставила цель сравнивать страны, прогнозировать их экономическое развитие, а значит, конкурентоспособность.

Приходит осознание того, что новому обществу нужны люди с определенным набором ключевых компетенций и новых результатов, в том числе метапредметных и личностных, характеризующих умение гибко адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям и технологиям.

Число так называемых «мягких навыков» растет – от первоначальных 4К (коммуникация, коллаборация, критическое мышление, креативность) до более глубоких и специализированных (навык решения проблем и принятия решения в условиях неопределенности, многозадачность, изобретательное мышление).

– То есть PISA постоянно совершенствуется и обновляется?

– Она не просто обновляется и совершенствуется – этот процесс происходит в соответствии с теми приоритетами, которые были установлены политиками. ОЭСР как организатор откликается на каждую новую проблему, возникающую в мире.

Тесты PISA 2000 года включали три основные направления: математика, естествознание и чтение. Приоритетное внимание уделялось чтению как умению работать с разными источниками и видами информации, две трети заданий были по читательской грамотности и только одна треть заданий по математической и естественно-научной. В последующих циклах PISA развиваются эти три основные направления и добавляются новые.

Одно из них – финансовая грамотность, то есть умение распоряжаться финансовыми ресурсами. Первые задания из этой области включаются в PISA в 2012 году. Причем поначалу они были основаны на простых расчетах, связанных, например, с формированием семейного бюджета, а позже существенно увеличивается число заданий, связанных с прогнозом, моделированием, финансовыми рисками, новыми финансовыми продуктами. В 2015 году встает проблема сотрудничества между странами, в переводе на школьный уровень – навык командной деятельности, и уже в задания PISA этого года вводится работа в группах, да еще и на компьютере. В 2018 году обостряется терроризм, возникает задача решения глобальных проблем. И в PISA появляются задания на глобальные компетенции, охватывающие вопросы межкультурного и межнационального взаимодействия. А дальше возникает новая задача – обеспечение конкурентоспособности, и на первый план выходят креативность и творческий потенциал. В PISA -2022 появляются задания на выдвижение оригинальных нестандартных идей при решении социальных и научных проблем. В 2025 году добавляется направление «обучение в цифровом мире».

Раз в 9 лет пересматриваются концепции читательской, математической и естественно-научной грамотности. В 2025 году будет третий раз пересмотрена концепция естественно-научной грамотности.

То есть PISA откликается на все актуальные вызовы времени, определяет концептуальную рамку общего образования и задает приоритеты в этой сфере.

И во многом такой оперативностью и гибкостью это международное исследование обязано Андреасу Шляйхеру – потрясающему организатору и стратегу, руководителю департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальному советнику по политике в области образования при Генеральном секретаре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

На пресс-конференции в ИТАР ТАСС обсуждаются результатыPISA
по финансовой грамотности

В чем мы проигрываем?

– Какими последствиями грозит выпадение России из международного контекста?

– Нельзя сказать, что мы выпали, потому что после 2018 года мы начали серьезную работу совместно с Минпросвещения по созданию национального инструментария по функциональной грамотности. Эта программа называется «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся». Во всех регионах есть координаторы, сформированы команды, создан открытый банк из более чем 4000 заданий. Более того, удалось ввести во ФГОС третьего поколения понятие функциональной грамотности как обязательное требование к реализации программ начального и основного общего образования. В рамках внеурочной деятельности с 5 по 9 классы на формирование функциональной грамотности отводится 1 час в неделю.

Анализируя все разработки PISA, мы создаем свои учебные материалы. Помогаем представителям стран СНГ подготовиться к этому международному исследованию, работаем с ними в одной связке.

Но, несмотря на все предпринимаемые усилия, возникает вопрос: в чем мы проигрываем? Проигрываем в будущем, безусловно. У нас нет доступа непосредственно к коллегиальному процессу творчества – совместно с лучшими экспертами стран, а их сейчас в PISA более 90. И, кроме того, мы теперь не можем рассчитывать на технологии PISA – на компьютерные программы тестирования. Та программа, которая была создана на платформе Российской электронной школы (РЭШ), очень сильно отличается от платформ исследований PISA по интерактивности, по возможностям визуального представления, по графике и дизайну, по технологии обработки данных. Например, новые задания дляPISA-2025 имитируют цифровую среду, а программы позволяют оценивать не только результат выполнения, но и фиксируют эмоциональные проявления школьников. PISA сейчас разрабатывает концепцию социально-эмоционального интеллекта, а это уже интегральное, комплексное понимание образовательного результата.

– А сам тот факт, что мы не можем сравнить себя с другими странами по качеству образования, чтобы понять, на каком мы уровне – это разве не потеря, не шаг назад?

– Конечно, может, с этого и следовало бы начинать список отрицательных последствий в связи с исключением из PISA. Но за пределами таблиц с местами стран в международном рейтинге остается много важных данных для профессионального анализа.

Причины отставания

– Программа «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» осуществляется уже 5 лет. Каковы масштабы исследования, его результаты и перспективы?

– В программе участвуют все субъекты РФ. Каждая школа имеет доступ к открытому банку заданий на РЭШ. Например, на 1 сентября 2024 года в выполнении заданий по функциональной грамотности на РЭШ приняли участие более 810 тысяч учащихся 8-х классов и более 630 тысяч учащихся 9 классов.

Несмотря на все прилагаемые усилия, желаемых изменений мы не добились: мы ожидали увидеть более позитивный прирост в результатах общероссийской PISA. Есть небольшие положительные изменения по математике, по читательской грамотности, а по естественно-научной грамотности, наоборот, регрессия.

Очень огорчили результаты одного из региональных мониторингов 2023 года. С некоторыми заданиями по читательской грамотности на работу с несколькими разножанровыми текстами (научными статьями, блогами, информацией из СМИ и др.) справились только 15-20% восьмиклассников. А результаты выполнения этих же заданий учителями, обучающих этих же детей, не отличались от результатов их учеников. Поэтому и ожидать высоких результатов от детей мы вряд ли можем.

Больше половины учителей не очень понимают, в чем же суть функциональной грамотности, чем задания по этому направлению отличаются от традиционных и затрудняются в использовании этих заданий в учебном процессе.


Галина Ковалева (четвертая слева) с командой федеральных экспертов
по функциональной грамотности

– Возникает вопрос: почему российские школьники в массе своей не справляются с заданиями PISA?

– Причина – в привычке решать задачи по заданному алгоритму и образцу, в привычке к натаскиванию на демоверсии ЕГЭ и другие готовые шаблоны. Например, школьникам дается задание по физике – подсчитать силу тяжести на Земле и на Луне и сравнить их. Для этого достаточно знать формулы для расчетов силы тяжести. А если тебе задают вопрос, как обеспечить условия комфортного передвижения космонавтов на Луне, расчет силы тяжести становится лишь вспомогательным инструментом для решения этой задачи, проверяющей функциональную грамотность.

Или другой пример, из биологии. Обычная учебная задача: почему летом зацвел пруд? Дети ответят: цветение воды – естественный природный процесс, основными причинами которого являются высокая концентрация питательных веществ в воде, стабильно высокая температура и т.д.

А если мы даем задачу на функциональную грамотность, то вопрос следует переформулировать: как очистить пруд?

Проблема есть, а способ надо найти самому, порой опираясь на знания из разных областей знаний.
Иными словами, функциональная грамотность требует сформированной способности переносить знания и опыт действий на решение проблем.

Если рассмотреть в качестве примера литературу, то традиционная формулировка вопроса, как правило, выглядит так: какова тема произведения, его жанр и замысел автора?

А по функциональной читательской грамотности вам дадут разные тексты для того, чтобы ответить на тот или иной вопрос. Самый известный вопрос из заданий PISA -2018 «Рапануи»: почему исчезли деревья с острова Пасхи? И вы начинаете копаться в текстах, выявлять основную идею, сравнивая точки зрения ученых, блогеров и журналистов.

Множественные разножанровые тексты впервые предлагались участникам в тестах PISA-2018 по читательской грамотности. Именно это и стало причиной снижения результатов России по сравнению с предыдущими циклами.

Высокие результаты в PISA-2018 показала только Москва, и важную роль здесь, кроме бюджетных вложений, сыграли такие факторы, как социально-экономический статус семей и включение интеллектуальных, культурных ресурсов столичного города в школьное образование. Но это исключение из правила.


Семинар для учителей и методистов с участием специалистов ОЭСР. Москва, 2019 год

Функциональная грамотность равна IQ?

– Что Вы считаете главным достижением Вашего Центра оценки качества образования за последние годы?

– Самое важное, чего нам удалось добиться – это обоснование существования единой шкалы интегрированной функциональной грамотности. Статью об этом мы опубликовали в уважаемом международном научном журнале Intelligence. Основой для наших выводов послужили результаты нескольких федеральных и региональных проектов комплексного мониторинга по всем шести направлениям PISA – естественно-научной, математической, читательской, финансовой грамотности, глобальным компетенциям и креативности. В исследованиях приняли участие учащиеся 8-х классов, а также студенты вузов. Результаты позволили сделать вывод о функциональной грамотности как интегральной характеристики образовательных результатов, сравнимой с уровнем интеллекта.

Анализ результатов по отдельным направлениям функциональной грамотности позволил выявить дефициты в образовательных достижениях даже в школах с самыми высокими результатами. 25% лучших учащихся, продемонстрировавших высокие результаты по естественно-научной, математической, читательской, финансовой грамотности, отстают в плане критического мышления (по направлению глобальных компетенций) и креативности. Это тревожит, потому что без критического осмысления информации и креативности невозможно создание и продвижение инноваций.

Наши исследования подтвердили значимость и перспективность принятых в большинстве стран трех основных образовательных стратегий XXI века: 1. умение работать с информацией; 2. решать проблемные задачи, используя знания из разных областей наук и 3. опыт творческой деятельности. Причем все эти стратегии сопровождаются взаимодействием в команде.

Если наши дети овладеют всеми этими стратегиями, тогда не только они смогут преодолеть жизненные проблемы и выжить, но выживет вся наша цивилизация. А ради этого надо перестраивать школу и подготовку учителей под новые задачи.

Материалы по теме:

Фотографии предоставлены Галиной Ковалевой


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube