Начался учебный год, дети пошли в школу, и некоторые родители вместе с ними – держат руку на пульсе, не пропускают сообщения в родительском чате, ловят на лету каждое слово учителя, рвутся помогать детям с домашними заданиями. Особенно тревожно родителям первоклассников. Мы попросили директора школы SOFT Елену Восторгову дать несколько советов родителям, как и чем они могут помочь ребенку в начальной школе.
Учителя часто говорят: «Держите ребенка на контроле». Но контроль нужен в хорошем смысле, когда родитель знает, что происходит с ребёнком в школе, как он себя там чувствует, что он сделал, что не сделал и почему и т.д.
Очень важны, вовлеченность, заинтересованность, погруженность в то, что с ребенком происходит, что ему интересно, какие у него трудности и проблемы. Не с позиции надзирателя, а с позиции «я рядом», «я первая, кто должен узнать, что тебе нужна помощь».
Это золотой запас, если в начальной школе все время в него инвестировать, то, мне кажется, можно относительно безопасно, без риска, проскочить подростковый возраст. Потому что самое главное – искренний контакт с ребенком. Не теряйте его. И это не измеряется временем. Попросите ребенка рассказать, как у него дела, что происходит, что его беспокоит, почему он молодец. Обязательно нужны поддержка и фиксация успехов. Нельзя допускать того, что школа с её академической успешностью и неуспешностью, бросала какую-то тень на близкие отношения между ребенком и его родителями.
У меня есть несколько любимых фраз:
- «Это не проблема»,
- «Ничего страшного»,
- «Мы все поправим»,
- «Давай разберёмся»,
- «Какой ты молодец!»,
- «Я тобой горжусь»,
- «Всё будет хорошо»,
- «Не научился – научишься»,
- «Не получилось – получится»,
- «Не подходит эта школа – найдем другую»,
- «Здесь тебя обижают – я не буду игнорировать и отмахиваться, я разберусь, что происходит»,
- «Давай посмотрим, что ты сам можешь изменить».
Самая главная родительская помощь – это вселение уверенности в ребенка, что он может всё.
Если ребёнок закончил начальную школу, а у него 12 ошибок в диктанте по русскому, а в математике он таблицу умножения не выучил – всё это можно подтянуть. С кем-то за полгода, с кем-то за три месяца, с кем-то за год. Это ерунда. Но если он не уверен в себе, если у него снизился до плинтуса уровень притязания, и он уже для себя где-то решил, что не хочет и не будет учиться, – это беда.
Задача начальной школы – сделать всё для того, чтобы ребенок вышел с базовой уверенностью в себе и с некоторым набором навыков самоорганизации и самодвижения.
В начальной школе ребенок очень пластичен. В нем еще много родительской безусловной любви, которая в норме влилась в него до двух-трех лет, и он на ней едет. Дальше ему нужно подтверждение того, что он очень многое может. Мы же видим, что есть люди, которые без ног, без рук бегут 42 километра! Значит, человек может всё при условии, что он в себя верит. При условии, что у него есть ресурс внутренний. И родители – первые люди, которые могут этот ресурс пополнять. И, увы, первые люди, которые могут обесценивать и израсходовать этот ресурс не туда – на домашние задания, например.
Понятно, что нет идеальных родителей, и тем более нет идеальных мам, у всех бывают срывы, и мы можем, конечно, что-то жуткое сказать, но лишнее самобичевание ни к чему. Если сделали ошибку, ее всегда можно признать и сказать ребенку, что вы были не правы. Нужно извиниться перед ребёнком – и потом ребёнок будет извиняться перед тобой, когда в подростковом возрасте тоже случайно скажет что-то не то. Это будет для него очень хороший урок. Родитель должен научить ребенка справляться с трудностями, даже если сам не умеет – пусть вместе с ребенком учится.
Главный совет родителям – наслаждайтесь своим ребенком, наслаждайтесь своей родительской ролью, наслаждайтесь этим бесценным общением. Время, когда можно этим наслаждаться, между прочим, проходит! Проходит очень быстро. И никогда не повторится.