Учителя // Колонка

Приказано любить


Не писал почти год, но приближается 1 сентября, и, как у старой полковой лошади при звуке трубы, мысли «про школу» начинают «роиться в голове» и просятся на бумагу. Прорвало – делюсь.

Погрузился в нововведения и… Сразу скажу, что такие пустяки, как изменение содержания учебников в цифровой век и очередная попытка «укрепить семью», введя так называемое «Семьеведение» в рамках «Разговоров о важном», не попали в поле моего внимания: еще в советской школе вполне обходился без учебников при полном отсутствии даже представления об Интернете, а печальную историю учебный дисциплины «Этика и психология семейной жизни», которую в большинстве случаев вела не мать-героиня, а одинокая учительница, знают все, кто хоть чуть-чуть был погружен в тему. Не очень волнует меня и запрет на использование на уроках телефонов. Так делают не только у нас в России учителя, которые являются потомками тех, кто запрещал мне-школьнику писать шариковой ручкой. Это всё не так чтоб надолго – время возьмёт свое. Трава, как известно, непременно пробьётся сквозь асфальт.

Меня, честно говоря, сильно напрягла следующая новация. С первого сентября 2024 года учителям будет разрешено делать ученикам замечания в том случае, если последний нарушает установленные школой правила.

Более того, учитель сможет делать запрос администрации на применение к нарушителям дисциплинарных взысканий.

Итак, в школе устанавливаются правила, которые ученики должны исполнять. Сделано это поправками к Закону «Об образовании», комментаторы которого заговорили о том, что учитель имеет «право на уважение».

Заметьте – уважение школьным работником теперь не заслуживается, а приобретается с получением диплома. Приказано любить, одним словом.

Пожившие россияне наверняка помнят, как в советской школе запрещали носить джинсы, как директор закрывал вход в школу «длинноволосым». Что уж говорить о такой «мелочи», как принятое и сегодня повсеместно (в том числе в вузе) обращение к зависящему от тебя младшему на «ты», требуя взамен почтительное «Вы». Не говоря уж о «глубокой ереси, содержащейся в самой мысли о необходимости «обратной оценки»: если учителя оценивают учеников, то школьники имеют право…

«Вы что – с ума сошли, это кто меня будет оценивать?!» - прямо так слышу хорошо интонированный голос наследницы учительницы литературы из великого «Доживем до понедельника».

Как и представляю хорошо знакомую всем картинку на уроке в начальной школе, когда «первая», а потому «любимая по должности учительница» требует от подопечных сделать поля в тетрадке не в три, не в пять, а именно в четыре клеточки.

В бытность директор школы пытался задавать «первым учительницам» этот, на первый взгляд, наивный вопрос. Ответа как правило, не следовало, что говорит не о методической сообразности подобного требования, а о том, что важно выработать в молодом человеке привычку не спрашивать – а выполнять, не думая, как в армии, лишая его, замечу, всяческих перспектив стать гражданином своей страны.

Одним словом, движемся мы (школа, система образования, страна…) именно в этом направлении. Точнее – в ту точку, где уже были, к полному отсутствию гражданского общества.

Помните советские детективы? Мы друг друга называем «товарищами», а совершившего правонарушение требуем называть следователя гражданином. Типа: «Какой я тебе товарищ, тамбовский волк тебе товарищ, обращайся ко мне – гражданин следователь». И опять на ты. И, что главное, – гражданин, причем – унизительно….

Так что: «С новым учебным годом, дорогие коллеги!»

P.S.

На фотографии «кармашки» для мобильных телефонов, которые висят у входа в класс в одной из школ Амстердама. Из архива автора, 2019 год.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube