Качество образования // Интервью

Когда для России наступит PISA-прорыв? Часть 2

Или мы навсегда останемся в числе троечников?

Когда для России наступит PISA-прорыв? Часть 2
Фото: truthinamericaneducation.com

Публикуем продолжение интервью с руководителем Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Галиной Ковалевой.

Почему Москва в лидерах?

– Можно ли говорить о региональной дифференциации результатов PISA?

– Представительная выборка страны состоит обычно из более чем половины субъектов федерации. У нас 43 субъекта приняли участие в прошлогоднем исследовании. От каждого субъекта – от 4 до 10 школ. Можно ли судить по результатам десяти школ Москвы о качестве столичного образования? Нельзя. Но в 2018 году Москва решила, что она примет участие дополнительно на независимой представительной для Москвы выборке. И тогда о результатах Москвы можно говорить. Международными экспертами была отобрана 151 школа. Независимые выборки были сформированы в Московской области и Республике Татарстан.

Школы выбирались по особой методике, по той же, по которой формировалась выборка России: из общего списка школ, которые сгруппированы по определенным показателям, методом случайного отбора. В этом случае результаты России и регионов можно переносить на всю генеральную совокупность их учащихся.

– Можно сказать, что эти регионы показали особые достижения?

– По данным, которые продемонстрировала Москва, можно говорить, что у них высокие достижения. Результаты Московской области немного выше российских, а результаты Республики Татарстан несколько ниже.

– А с чем Вы связываете успехи Москвы?

– Вы знаете, что самый важный фактор в России, определяющий результаты образования, – это социально-экономический статус семей. Он включает образование родителей, их профессиональное положение, а также материальные, культурные и образовательные ресурсы семей. Только этот показатель должен был сразу вывести Москву на первое место в России, т.к. Москва – мегаполис с высокой концентрацией интеллектуальных и финансовых ресурсов. А дополнительно ещё значительные инвестиции в сферу образования и проводимые инновационные проекты и реформы.

Профессиональный уровень и уровень инфраструктуры Московского образования достаточно высокий. Когда мы начали свой проект по мониторингу функциональной грамотности, именно Москва стала помогать нам, потому что в Московском центре качества образования имелась современная платформа для проведения компьютерного тестирования с использованием интерактивных заданий.

Очень важно подчёркивать всегда, что, имея высокий потенциал, который дан Москве как мегаполису, она очень серьёзно думает о других регионах и делится с ними своими наработками. Посмотрите, какие у них открытые банки заданий по диагностике. Вся страна может пользоваться их материалами.

– Причём диагностики метапредметные.

– Конечно. Поэтому мы и стали с ними работать. Это центр, который первым стал вводить метапредметные диагностики. И это очень показательно для Москвы. Поэтому можно сказать только очень хорошие слова в адрес московской системы образования и порадоваться за НИИ в образование, а не только используя финансовые и интеллектуальные ресурсы.

Переменчивая PISA

PISA – очень гибкое исследование, которое достаточно быстро меняется и обновляется и по содержанию, и по форме. Например, в 2012 году появилось новое направление – финансовая грамотность, в 2018 году – глобальные компетенции, в 2024 году прибавится исследование по иностранным языкам.

От «бумажных» форм уже перешли к решению задач на компьютерной платформе. Как Вы оцениваете эти перемены и что нас ожидает в ближайшем будущем?

– PISA – это та программа, которая создает новые образовательные результаты и дополнительно создаёт методики, концептуальную рамку для формирования и оценки достижения этих результатов, взяв за основу базовые науки – математику, естествознание и чтение. И уже в 2003 году в международный тест PISA были включены на решение проблем.

В 2015 году объединили область решения проблем и добавили работу в сотрудничестве: разработали проекты, которые нужно было выполнять на компьютерах, имитируя работу в группе.

В 2012 году появилось новое направление – финансовая грамотность. В 2021 году в заданиях по финансовой грамотности будет меньше расчётов, существенно увеличено число заданий на прогноз, моделирование, финансовые риски, новые финансовые продукты.

Уже сейчас включаются задания на осмысление финансовых операций, анализ последствий принятия различных решений в финансовой сфере.

Исследование 2021 года будет ориентировано на формирование креативности как способности формулировать разнообразные идеи, анализировать их, ранжировать по разным критериям, предлагать разные решения одной проблемы. То есть PISA сейчас по креативному мышлению на будущее создаёт методологию, стратегию и, можно сказать, педагогические практики, как этому можно учить в школе. Поэтому мы в рамках нашего проекта по мониторингу функциональной грамотности взяли за основу на будущее все последние идеи исследования PISA, чтобы транслировать их, показав учителям, как формировать креативность на уроках.

– По финансовой грамотности в 2015 году наши школьники заняли 4-е место среди 15 стран и показали результаты выше среднего международного уровня. Правда, пока участие в исследовании принимают только представители девяти регионов. Каковы перспективы?

Да, это регионы, включенные в эксперимент Минфина. Итоги по финансовой грамотности пока еще не подведены. Они станут известны где-то в мае-июне следующего года, а потом через несколько месяцев откроются результаты по глобальным компетенциям.

– Задания по глобальным компетенциям наши школьники выполняли впервые. Почему было принято решение об участии России в этом направлении?

– Оно нас очень интересует. С одной стороны, там предлагаются задачи на понимание глобальных проблем – таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды, с другой стороны – на учет разнообразия культур, национальных особенностей, на умение жить и взаимодействовать в поликультурном многонациональном мире. Наш центр по аналогии с PISA разработал очень интересные блоки заданий на эти темы, они уже есть в открытом доступе (http://skiv.instrao.ru). Для нас важно сугубо предметную школу вывести на междисциплинарные, интегральные подходы. Много менять надо в школе. Поэтому PISA, конечно, даёт очень много разных идей для их реализации. Мы недавно провели очень мощные семинары в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске, собрав там около тысячи учителей, представителей системы образования почти из всех регионов страны.

Они прошли двухдневный тренинг по нескольким направлениям: критическое мышление, работа в сотрудничестве, решение проблем и формирующее оценивание. Проводили обучение эксперты ОЭСР из директората по образованию, разрабатывающих задания PISA, учителя Сингапура и наши российские учителя, которые сертифицированы в Сингапуре. Мы планируем взять за основу эти методики, привлечь наших учителей, прошедших подготовку, в качестве тьюторов для распространения полученных ими знаний. Но мы многому и научили наших зарубежных коллег, российские учителя тоже делились своим опытом.

– Что заинтересовало зарубежных коллег?

– Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, в том числе формирование самооценки школьников.

Мы очень многим можем поделиться. Мы ведь иногда не используем то, что в России разработано.

– Действительно, если бы взяли у нас за основу развивающее обучение (эта попытка была предпринята в действующих стандартах), наша школа была бы сегодня совсем другой. Почему отступили от этой идеи, как Вы думаете?

– В образовании часто проявляется маятниковая система. Будем надеяться, что маятник качнется в другую сторону. Мне кажется, что сейчас ситуация особая. Есть политический заказ (поручение президента войти в десятку лидеров стран по общему образованию), есть поддержка, есть финансирование, и международные исследования свидетельствуют о подъеме. И ТIMSS, и PIRLS это показали. PISA показывает некоторую неустойчивость. Надо из этого сделать правильные выводи и двигаться вперёд, не чернить себя, не посыпать голову пеплом, а думать, как из этой ситуации выйти.

– Помимо перестройки содержания школьного обучения в соответствии с идеологией PISA, какой еще Вам видится выход?

– Конечно, многое зависит от человеческого фактора. Вы знаете, что в PISA проводится анкетирование учащихся и директоров школ, и данные этого опроса анализируются в связи с результатами учащихся. Пока еще итоги окончательные не подведены, но есть некоторые первичные интересные данные. Одни из них свидетельствуют о том, что результаты детей по читательской грамотности напрямую зависят от энтузиазма учителей. Это сложный конструкт, который включает и знание предмета, и умение наладить хорошие отношения с детьми, и поддерживать их, ярко объяснять новый материал, и многое другое. Но для нас важно, что Россия относится к десяти странам из 80, у которых самая сильная зависимость результатов школьников от энтузиазма педагогов. То есть, если мы серьёзно озадачимся повышением профессионального уровня учителей не только в плане предмета, но и того, как они активно работают, как они заражают своим интересом детей, как они их поддерживают, то можем достичь колоссальных успехов, значительно улучшив результаты PISA. Поэтому инвестиции в повышение квалификации учителей, их творческого потенциала, объединение их вокруг этих новых, интересных идей – и есть тот фундамент, на котором вырастет новое качество образования, позволяющее России войти в десятку лидеров по общему образованию.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube