В прошлой статье мы начали разговор с и.о. ректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Ольгой Ребковец, которая была назначена на эту должность полтора года назад.
Она рассказала о новых научных лабораториях и уникальных исследованиях, которые проводятся на Камчатке, давно ставшей центром притяжения для ученых, работающих в области вулканологии, сейсмологии, биоразнообразия, заповедного дела. И это не удивительно: на конец 2023 года сеть особо охраняемых природных территорий Камчатского края включала 91 объект, в том числе федерального и регионального значения. Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник, Южно-Камчатский федеральный заказник им. Т.И. Шпиленка, природные парки Быстринский, Налычево, Ключевской, Южно-Камчатский включены в «Список Всемирного Культурного и Природного Наследия ЮНЕСКО» (номинация «Вулканы Камчатки»). В то же время площадь Камчатского края составляет 464,3 тыс. кв. км, а численность жителей на 1 января 2024 года – 288,9 тыс. человек (при плотности населения – 0,6 человека на 1 кв. км, что в 13 раз ниже, чем в целом по России). Это создает проблемы воспроизводства кадров на местном рынке труда и необходимость привлекать специалистов и молодежь из других регионов, стимулируя их закрепление в этом суровом и красивом крае.
Как это происходит на практике – в продолжении разговора с Ольгой Ребковец.
О студентах: как мотивировать местных и привлечь иногородних
– Вы рассказали о привлечении преподавателей, научных работников в ваш университет. А как заинтересовать студентов, в том числе, из других регионов?
– Понятно, что очень долгое время основной контингент университета составляли ребята из Камчатского края, для которого характерна достаточно тяжелая демографическая ситуация. Например, полторы тысячи ребят в нашем регионе заканчивают одиннадцатый класс, и из них семьсот-восемьсот человек уезжают учиться на материк. И часто, не будем скрывать, это выпускники с высокими баллами, которые выбирают топовые столичные вузы. Поэтому перед нами стоят две задачи: во-первых, мотивировать активных и талантливых ребят, проживающих на Камчатке, поступать в наш вуз, во-вторых – привлекать абитуриентов из других регионов. Проблема нетривиальная, с учетом того, что один из руководителей университета в свое время отказался от того, чтобы у вуза было собственное общежитие. Оно было перестроено в учебный корпус. А для иногородних абитуриентов наличие общежития – это достаточно важный фактор. Поэтому для нас привлечение студентов начинается с того, что мы просто оборудуем места для проживания тех, кто приехал из других регионов. Сейчас власти Петропавловска-Камчатского выделили для этих целей этаж городского общежития, мы его полностью оборудуем, оснащаем системами охраны, интернетом и всем необходимым для проживания. Таким образом мы сможем разместить 30 человек. Параллельно с этим городской педагогический колледж уже много лет предоставляет нам 25 мест. Кампус, как мы уже говорили, планируется построить к 2030 году.
Одновременно с созданием инфраструктуры мы ведем большую работу по продвижению КамГУ и на федеральных мероприятиях, и в социальных сетях, и через рекламу сайтов, и так далее.
Быстрого эффекта от этих усилий ждать не приходится, по-настоящему результаты можно будет оценить через 3−5 лет. Это время понадобится нам для формирования репутации вуза у местных абитуриентов и их родителей, а потому многое зависит от развития региона, от наличия рабочих мест, которые важны для самореализации молодежи после окончания учебы. Мы, например, решили заменить День открытых дверей на профориентационный форум для школьников, где собираем руководство региона, работодателей, они рассказывают о специальностях, которые будут востребованы к тому моменту, когда ребята закончат университет.
В КамГУ создано новое коворкинг-пространство для студентов
О популярности и спросе, о программах стандартных и уникальных
– Как прошла приемная кампания этого года? Какие специальности пользуются наибольшим спросом у абитуриентов?
– На уровне бакалавриата мы видим стандартную для России картину: в числе популярных – экономика и юриспруденция, иностранные языки – английский, китайский, японский. Также высокие конкурсы на IT, прикладную математику, информатику, биоэкологию. Это специальности, которые не привязаны к Камчатке, получив их, выпускники вуза смогут реализовать себя и в других регионах.
Есть и уникальные программы, по которым можно обучаться только в нашем университете – “Заповедное дело” с прохождением стажировки в Кроноцком заповеднике, “Вулканология и сейсмология”, “Биоресурсы и биоразнообразие”.
В этом году на направлении “Филология” запущена магистерская программа с профилем "Этнолингвистика", где мы планируем готовить исследователей языков коренных малых народов Севера – корякского, алюторского, ительменского и других.
Этнолингвистика – направление, которое имеет большие традиции в КамГУ и развивается стремительно. Экспедиции необходимы и для качественной работы ученых, и для вовлечения студентов и молодых исследователей. Эффекты их для местных жителей тоже значительны: они создают мотивацию для изучения родного языка представителями КМНС, дают мультимедиа – материал для языковых активистов, становятся частью летописи районов Камчатки.
– Одна из задач Вашего вуза – подготовить педагогов для Камчатского края. Как это решается на практике?
– В эту приемную кампанию у нас в очередной раз вскрылась проблема набора на педагогические специальности. Мы не смогли в основные сроки заполнить 20 бюджетных мест, дополнительно выделенные на эти направления подготовки: мы их отдали будущим учителям истории. Второй год на эту специальность повышенный спрос.
В то же время, в этом году у нас не набрался поток на учителей информатики. Дело в том, что ребята, которые интересуются этой сферой деятельности, выбрали IT-направление, на которое также был не очень большой конкурс, но места закрыли сразу. Но зато набрали группу учителей математики, которых будем готовить в сетевой форме с МФТИ.
– Почему молодежь не хочет идти на педагогические направления подготовки?
– Думаю, это объясняется недостаточным престижем педагогической профессии и невысокой зарплатой. Нужны региональные меры поддержки, а со своей стороны, мы организуем профильные классы, в том числе, психолого-педагогические, выпускники которых уже осознанно поступают на профильные специальности. Есть у нас и магистерская сетевая программа, реализуемая совместно с Ярославским педагогическим университетом, для подготовки советников по воспитательной работе. В сотрудничестве с Пермским педагогическим университетом мы организовали магистратуру по подготовке дошкольных логопедов. Несмотря на то, что обе программы – на платной основе, набор прошел успешно.
О целевом обучении, разочарованиях и надеждах
– Как удержать молодых специалистов на Камчатке? Возлагаете ли вы надежды на целевое обучение, предполагающее трехсторонний договор между вузом, студентом и работодателем с последующей обязательной отработкой в определенной организации?
– Насчет целевого обучения я, может быть, выскажу непопулярное мнение, основываясь на нашем опыте: эта система оказалась не очень понятна и работодателям, и поступающим, и самому вузу. В этом году мы получили 112 заявок от организаций Камчатского края, при этом, было заключено только 5 реальных договоров, примерно на уровне прошлого года. Вывод такой: работодателям необходимо намного раньше начинать взаимодействие с потенциальными абитуриентами. Мы тоже планируем активно включиться в эту работу, и надеемся, что система себя оправдает.
На мой взгляд, главное препятствие на пути развития целевого обучения в том, что ребята не очень хотят связывать себя дополнительными обязательствами, и, если у них есть возможность поступить на общих основаниях, они выбирают этот путь, чтобы чувствовать себя максимально свободными. Но постараемся работать в этом направлении, оно перспективное в плане решения такой острой для Камчатки проблемы, как дефицит кадров.
Орнитологи Камчатки ведут учет хищных птиц края с помощью авиатехники.
Это связано с тем, что эта группа птиц выбирает для гнездования труднодоступные территории,
между которыми большие расстояния
О нерегламентированных людях и о конкуренции с сильными
– В прошлом году, когда Вы еще руководили Тотальным диктантом, в качестве материала была предложена документальная книга Василия Авченко и Алексея Коровашко «Олег Куваев: повесть о нерегламентированном человеке». Книга посвящена Олегу Куваеву, путешественнику, полярнику, геологу, автору «Территории» – легендарного романа о поисках золота на северо-востоке СССР. Почему был сделан именно такой выбор?
– Я отстаивала кандидатуру Василия Авченко, потому что это человек, влюбленный в Дальний Восток. Он служит примером того, что можно, живя в отдаленном регионе, быть писателем федерального уровня. Это было очень важно для меня, потому что мы начинали «Тотальный диктант» в Новосибирске, а потом постепенно проект вырос во всероссийский и международный. Сейчас, когда я живу и работаю на Камчатке, в одном из самых отдаленных регионов России, мне важно сделать наш университет центром событий всероссийского и впоследствии даже международного масштаба.
Долина гейзеров
– А разве Дальневосточный федеральный университет не является вашим конкурентом, с которым трудно соперничать?
– По статусу ДВФУ относится к другой лиге вузов. Исторически он дольше существует, объединяет в своем составе несколько университетов, там большой контингент учащихся и разветвленная инфраструктура. Конечно, с ними, наверное, тягаться сейчас Камчатскому университету тяжело, но как-то, знаете, я всегда и сама придерживалась таких принципов, и коллег настраиваю на то, что не нужно с кем-то соревноваться, нужно идти своим путем. Мы должны разрабатывать такие программы, которые будут привлекать ребят со всей России, из других стран, создавать центры компетенций в своих областях. Помимо естественно-научных направлений, связанных с уникальной природой Камчатки, мы планируем развивать социально-гуманитарные программы, например, туризм и креативные индустрии, которые тоже будут способствовать процветанию Камчатки. Мы создадим большой образовательный кластер, центр подготовки, в том числе, дополнительного профессионального образования. Это будет наша фишка, наша изюминка, наша сильная сторона.
Поэтому здесь мы будем не конкурировать с ДВФУ, а развивать свои важные направления, будем идти своим путём и сотрудничать с другими университетами.
11–14 сентября в Камчатском государственном университете
имени Витуса Беринга при поддержке Фонда Горчакова
прошла международная дискуссионная площадка
«Сейсмология и вулканология как фактор региональной безопасности».
В мероприятии приняли участие ученые
из Индии, Филиппин, Малайзии, Сирии, Армении, Узбекистана и России
О планах на будущее и уроках Камчатки
– Вы уже полтора года работаете в должности и.о. ректора КамГУ. Не мешает ли Вам неопределенность этого статуса, и есть ли у Вас план «Б», в случае, если Вас в этой должности не утвердят? Вы вернётесь в Москву или останетесь на Камчатке?
– Мне абсолютно не мешает эта приставка – и.о., я сейчас работаю на результат. В моём трудовом договоре и приказе о назначении меня на эту должность не обозначено никаких сроков. Сейчас я абсолютно ориентирована на задачи Камчатки, мне очень нравится тот курс, который наметил губернатор Камчатского края Владимир Солодов, те изменения, которые происходят в регионе. Поэтому я считаю, что должна делать все возможное, чтобы этому способствовать и содействовать. Дальше, когда Министерство образования и науки назначит выборы, если коллеги и ученый совет решат, что я достойно возглавляю университет, я продолжу работать без приставок. Если нет, то буду думать, куда двигаться.
Знаете, для меня переход из «Тотального диктанта» на должность ректора стал очень важным жизненным этапом. Поначалу я думала, что мне все придется начинать заново, но нет. И на прежнем месте работы, и на новом передо мной и моей командой стояли сложные задачи. «Тотальный диктант» не был подкреплен никаким базовым государственным финансированием. Мы понимали, что либо выиграем грант, либо останемся без поддержки. У нас никогда не было достаточного бюджета, чтобы заплатить всем координаторам. Во всех городах мы всегда опирались на команды волонтеров, на силу и энтузиазм людей. И вот эта опора не столько на материальные, сколько на человеческие ресурсы, вера в то, что общими усилиями можно сделать возможным, на первый взгляд, нереальное, помогает мне на Камчатке. Помогает и то количество социальных связей, которое было наработано за время работы в «Тотальном диктанте»: везде я встречаю людей, с которыми мы либо сотрудничали в этом проекте, либо они были участниками диктанта и позитивно относятся к акции. И, конечно, они так же позитивно относятся ко мне, к университету, готовы поддерживать меня уже в новом статусе. Благодаря этому, у нас появляются партнеры, которые нам помогают в разных сферах деятельности, будь то наука, пиар, информационные технологии и так далее.
– Вы как-то упомянули, что на Камчатке у Вас произошла переоценка жизненных ценностей. В чём конкретно это заключается?
– Знаете, я раньше думала, что человек может всё – подчинить себе и время, и расстояние, и стихию, и прочее. Здесь, на Камчатке, с ее огромной территорией, из-за нелетной погоды можно ждать своего рейса в другой район несколько дней, и ты никак не можешь на это повлиять. Или землетрясения, случающиеся у нас практически каждый день. Вот, недавно пережили землетрясение в шесть баллов. И ты понимаешь, что ты – песчинка в этом мире, и должен научиться жить в гармонии с природой. Поэтому для меня, наверное, это такая первая и важная данность, первый урок, который я должна была выучить.
Фотографии предоставлены пресс-службой КамГУ