«Прогресс невозможен без изменений», как писал Бернард Шоу. Но не всем дано сменить привычный образ жизни, работу, географию своего пребывания ради новых целей и задач. Ольга Ребковец не побоялась это сделать и не пожалела о своем решении. В далеком 2007 году она стала руководителем акции «Тотальный диктант» в своей alma mater – Новосибирском государственном университете, в которой поначалу принимали участие лишь студенты и преподаватели этого вуза. С 2011 года этот локальный проект вырос до международного масштаба, и до недавних пор Ольга Ребковец была бессменным учредителем одноименного фонда и руководителем акции. В начале 2023 года ей предложили должность проректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга (КамГУ), еще спустя полгода – исполнять обязанности ректора. О том, какой путь ей удалось пройти за это время и чему ее научила Камчатка, почему этот суровый край стал уникальной природной лабораторией для всей страны, о проблемах и планах развития одной из самых отдаленных территорий – рассказывает в своем интервью «Вестям образования» и.о. ректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Ольга Ребковец.
О счастливых совпадениях
– Согласившись на работу в КамГУ, Вы кардинально сменили место жительства, уехав из Москвы на Камчатку, и резко поменяли сферу деятельности. Это романтизм, склонность к авантюрам или стремление к карьерному росту?
– Наверное, здесь все и сразу, основной мотив – тяга к сложным задачам, вызовам, к неизвестному. Я проделала большой путь в рамках акции «Тотальный диктант», и переход в университет – это важный шаг. Но не сказать, что я радикально поменяла сферу деятельности, потому что, параллельно с диктантом, до 2015 года, я работала в Новосибирском государственном университете, и эта среда мне близка.
Пожалуй, одним из важных факторов переезда стала любовь к Дальнему Востоку.
Когда я впервые попала во Владивосток в 2017 году, у меня сразу возникло такое ощущение, что как-то по-другому здесь себя ощущаешь, сердце бьется по-особенному, хочется чего-то делать, хочется каких-то открытий. И потом я часто приезжала во Владивосток, и на Камчатке была в командировке, и на Сахалине…
Поэтому так совпало: с одной стороны, предложение поработать на Камчатке, с другой стороны, желание принять вызов, с третьей – продолжить работу в такой знакомой и любимой университетской среде.
И, вы знаете, я не пожалела о принятом решении.
– Вы приехали не одна, а с сыном. Как он поначалу отнесся к Вашему решению, трудно ли ему было расставаться с привычным образом жизни, друзьями и как прошла его адаптация?
– Сын очень вдохновился идеей поехать туда, где океан, вулканы, где можно смотреть сивучей, и согласился поехать со мной. Адаптация прошла достаточно легко, здесь очень хорошая школа, учителя, система дополнительного образования. Нашли кружки по интересам, музыкальную школу, футбольную секцию – все это бесплатно. И с ребятами в классе отношения сложились отлично. Я стараюсь его как можно больше знакомить с природой Камчатки, чтобы он погружался в нее. Сын сам уже стал “амбассадором” университета и везде продвигает КамГУ.
Ольга Ребковец приехала на Камчатку с сыном
О трансформации и о традициях
– Перед Вами были поставлены новые задачи по трансформации университета. В чем они заключаются и как соотносятся с историей КамГу?
– Задачи описаны в стратегии развития университета, с которой вуз вошел в программу «Приоритет-2030». Это документ на сто страниц, поэтому расскажу об основных моментах в количественных показателях.
К 2030 году мы должны в два раза увеличить наш контингент студентов, обучающихся по очной форме, до 1600. Сейчас их 750. Повысить средний балл ЕГЭ абитуриентов – с 63,89 в 2023 году до 72-х в 2030-м. Увеличить доход от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По итогам прошлого года доход от НИОКР был 5,5 миллионов (при плановой цифре 2,8 миллиона), нарастить его планируем до 30 миллионов. И с точки зрения содержания планируется очень серьёзное развитие науки и научной деятельности.
Что касается истории университета, то в прошлом году ему исполнилось 65 лет. В 1958 году он был открыт как педагогический вуз. И долгое время его главной миссией была подготовка педагогических кадров для региона. Параллельно развивались и другие направления, но они были представлены в меньшей степени.
Поэтому сейчас развиваем такие перспективные сферы, как IT, аналитика данных, математика, открываем новые лаборатории по этим темам, актуальным для социально-экономического развития страны. Но есть и специальные направления для изучения уникальной природы Камчатки: вулканология и сейсмология, возобновляемая энергетика, заповедное дело, языки коренных народов нашего края. Все они появились в 2023 году, До этого исследование региональной специфики происходило в лаборатории изучения экстремальных явлений Камчатки, мы только собрали новую команду. Лаборатории дают возможность специалистам заниматься именно фундаментальными исследованиями в области сейсмической активности и биоразнообразия региона, в меньшей степени вовлекаясь в образовательную деятельность. Раньше у них такой возможности не было, поскольку до последнего времени наш вуз не получал госзадания на науку.
В лабораториях КамГУ изучают арктического гольца –
редкий вид лучепёрых рыб семейства лососёвых, занесенных в Красную книгу
– А какие традиции университета вы хотели бы сохранить?
– У нас нет задачи сломать старое и построить новое на его руинах. Здесь очень важно не выплеснуть с водой ребенка, потому что подготовка педагогических кадров остается крайне важной миссией для университета.
Если говорить о традициях в университете, то к их числу можно отнести, например, Бушелевские чтения, которые проходят здесь на протяжении нескольких десятков лет. Беата Бушелева – педагог, которая много лет проработала в нашем университете и воспитала несколько поколений учителей для Камчатского края. У меня еще есть идея учредить стипендию имени Бушелевой – для того, чтобы поддерживать тех ребят, которые обучаются на педагогических направлениях.
Есть традиция совместных походов преподавателей и студентов по Камчатскому краю, не только по суше, но и в море. Хочется, чтобы такая форма досуга развивалась и дальше. Вообще, среди наших студентов много спортсменов – лыжников, бегунов, борцов, которые занимают призовые места на всероссийских соревнованиях. Такие активности мы стараемся поддерживать.
О новых кадрах: требования, условия, преимущества
– Ставите ли Вы задачу обновить коллектив и как вы отбираете сотрудников, какие требования к ним предъявляете?
– Прежде всего, мы публикуем вакансии в тематических сообществах в соцсетях, на HeadHunter, на портале «Работа в России», используем «сарафанное радио».
Преподаватели из других регионов откликаются пока не очень активно. Поэтому мы используем так называемые сетевые программы, за счет которых получаем высококвалифицированных преподавателей. Например, для подготовки учителей физики – такая программа у нас есть с МФТИ. Блок дисциплин в рамках магистратуры по биоресурсам и биоразнообразию ведут коллеги из Дальневосточного федерального университета. У нас действует 12 таких дистанционных программ с вузами-партнерами.
Что касается научных сотрудников, то мы принимаем их целыми командами и без конкурса.
На административные должности бывают большие конкурсы. Например, на вакансию проректора по науке поступило около 500 заявлений.
На основании резюме и собеседований мы отобрали трех кандидатов, которым мы эту позицию могли бы предложить. Учитывали не только опыт работы в науке, но и в бизнесе, потому что, как я упоминала выше, наши научные разработки должны приносить прибыль. И дальше все зависит от того, насколько ожидания человека совпадают с нашими запросами, насколько его устраивают предлагаемые условия и так далее.
Иногда бывает, что сотрудника все устраивает – и программа развития вуза, и задачи, но на последнем этапе его останавливает переезд на Камчатку.
Тем не менее, наш коллектив пополнился новыми сотрудниками из Москвы, Краснодара, Новосибирска. Первый проректор Олег Супица раньше работал в Рязанском госуниверситете. В последнее время достаточно часто поступают резюме от коллег из Белгородской и Курской областей. В этих случаях я как раз готова работать в индивидуальном режиме, понимая все сложности и стараясь предложить максимально соответствующие их компетенциям задачи.
О первооткрывателях
– Чем можно привлечь специалистов с Большой земли в такой отдаленный регион с тяжелыми климатическими условиями?
– Во-первых, привлекают интересные задачи, во-вторых, немаловажную роль играют материальные факторы. Молодым сотрудникам до 30 лет, приезжающим из других мест, северные надбавки положены через 3 года работы, после 30-ти – через 5 лет. Мы в университете стараемся предлагать достойную зарплату. Конкурировать со столичными вузами, конечно, мы не можем. Но у педагогов университета зарплата выше в два раза средней по региону. Доход формируется за счет нагрузки и эффективного контракта, оклад преподавателя на ставку у нас 55-68 тысяч рублей.
Главный стимул для москвича приехать работать на Камчатку – принять участие в развитии Камчатки, что в свою очередь влияет на развитие вуза.
Тут все тесно взаимосвязано, поэтому возникает ощущение, что ты участвуешь в глобальном процессе. Такие масштабные задачи можно осилить только общими усилиями, в команде, и это тоже для многих существенный фактор. И, наверное, каждому хочется побыть в роли первооткрывателей – (мы называем наш вуз университетом первооткрывателей. Дальний Восток – это место для людей, которые не боятся сложностей, неизвестности и готовы рисковать. Сегодня региону очень нужны такие люди, настолько велика их ценность и ощутим вклад каждого в отдельности.
Камчатка, являясь уникальной природной лабораторией, была и остается центром притяжения для исследователей из разных регионов.
И той же вулканологией, помимо профильных научных организаций нашего университета и научных организаций, которые расположены на Камчатке, занимаются коллеги из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга. Или, например, проблемы сейсмологии касаются не только Камчатки, поскольку, помимо тех районов и областей России, где высока опасность стихийных землетрясений, есть еще так называемая техногенная сейсмика. Она характерна для Москвы, где есть разветвленная сеть метро или для Кузбасса, где идет постоянная добыча угля. И это тоже большая область для изучения, для развития наших компетенций, для приложения их во всей России.
Камчатка, являясь уникальной природной лабораторией,
была и остается центром притяжения для исследователей из разных регионов
Что касается языков коренных и малочисленных народов Камчатки, то в исследовательских экспедициях по этой тематике совместно со специалистами из нашего университета принимают участие коллеги из Института языкознания Российской Академии Наук и Высшей школы экономики. То есть мы объединяем свои усилия с учеными из разных организаций, в том числе в рамках комплексной программы научных исследований Камчатки, в которой наш университет выступает не только как один из исполнителей, но и как проектный офис этой программы. Все мы работаем на общий научный результат. Благодаря такому сотрудничеству, мы открываем новые лаборатории и магистерские программы – например, по этнолингвистике, на базе которых формируется наш будущий кадровый потенциал.
КамГУ им. Витуса Беринга стал победителем
в конкурсе Минобрнауки РФ на создание молодёжных лабораторий.
Университет получит финансирование на создание лаборатории по этнолингвистике
О жилищных условиях и новом кампусе
– И все-таки, какие бы романтические мотивы не вдохновляли людей, приезжающих на Камчатку, им надо обеспечить не только достойную зарплату, но и приемлемые условия проживания на новом месте. Какие меры соцподдержки у вас предусмотрены для специалистов из регионов?
– Мы оплачиваем полностью билеты человеку и его семье и, пока не построен новый кампус, компенсируем стоимость аренды жилья в размере 30 тысяч рублей ежемесячно в течение первого года.
В рамках программы «Дом РФ. Доступное арендное жилье» запущен в эксплуатацию новый дом на 180 квартир, предназначенный для педагогических и научных работников, молодых специалистов, которые переезжают на Камчатку. Они арендуют жилье (меблированное, со всем необходимым бытовым оборудование) за треть от рыночной стоимости, остальную сумму оплачивают регион и Российская Федерация. Например, новая однокомнатная квартира с видом на Авачинскую бухту обойдется в 10 тысяч рублей.
– Как продвигается план по строительству кампуса Вашего университета?
– Мы сейчас находимся на стадии его активного проектирования, в 2030 году мы его рассчитываем открыть. Предполагается, что это будут не только общежития, но и полноценный студенческий городок с учебными корпусами, научными лабораториями, технопарком, физкультурно-оздоровительным комплексом с бассейном и скалодромом, культурно-досуговым центром, который мы назвали «Центр событий». То есть там будут проходить и концерты, и большие конференции, и мероприятия всероссийского масштаба. В проекте – гостиница для научных сотрудников, преподавателей, студентов, обучающихся в нашем вузе по краткосрочным программам. Всего вместимость кампуса, если говорить об учебных площадях, по нашим расчетам, составит порядка восьми тысяч человек и около тысячи мест предусмотрено для проживания.
– Но, несмотря на сетевое взаимодействие в онлайн-формате и совместные научные экспедиции, проводимые на Камчатке, наверное, отрыв от Большой земли, от материка, все-таки дает о себе знать и служит неким препятствием на пути полноценного сотрудничества?
– Как раз программа «Приоритет 2030», в которую включен наш университет, позволяет нам, с одной стороны, устраивать больше мероприятий у себя, и коллеги приезжают к нам с удовольствием. С другой стороны, мы сами выезжаем на федеральные мероприятия, принимаем участие в стажировках, обменах, образовательных программах.
11–13 сентября в КамГУ им. Витуса Беринга проходит III мероприятие-спутник Конгресса молодых ученых, на котором собрались почти 100 ученых со всей страны, а еще из Индии, Сирии, Филиппин, Армении и Узбекистана. В повестке дня – работа над задачами прогнозирования, оперативного реагирования и устранения последствий опасных природных явлений.
На таких конгрессах молодые ученые получают заслуженное признание своих достижений и вдохновение для дальнейшей работы.
В следующей части интервью вы узнаете об уникальных программах обучения в КамГУ и о самых популярных специальностях, о преодолении кадрового дефицита, в том числе среди учителей, и о том, почему у приехавших жить и работать на Камчатке происходит переоценка ценностей.
Фотографии к статье предоставлены пресс-службой КамГУ