Качество образования // Интервью

«Научиться жить в гармонии с природой и идти своим путем»


«Научиться жить в гармонии с природой и идти своим путем»
И.о. ректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Ольга Ребковец

«Прогресс невозможен без изменений», как писал Бернард Шоу. Но не всем дано сменить привычный образ жизни, работу, географию своего пребывания ради новых целей и задач. Ольга Ребковец не побоялась это сделать и не пожалела о своем решении. В далеком 2007 году она стала руководителем акции «Тотальный диктант» в своей alma mater – Новосибирском государственном университете, в которой поначалу принимали участие лишь студенты и преподаватели этого вуза. С 2011 года этот локальный проект вырос до международного масштаба, и до недавних пор Ольга Ребковец была бессменным учредителем одноименного фонда и руководителем акции. В начале 2023 года ей предложили должность проректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга (КамГУ), еще спустя полгода – исполнять обязанности ректора. О том, какой путь ей удалось пройти за это время и чему ее научила Камчатка, почему этот суровый край стал уникальной природной лабораторией для всей страны, о проблемах и планах развития одной из самых отдаленных территорий – рассказывает в своем интервью «Вестям образования» и.о. ректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Ольга Ребковец.

О счастливых совпадениях

– Согласившись на работу в КамГУ, Вы кардинально сменили место жительства, уехав из Москвы на Камчатку, и резко поменяли сферу деятельности. Это романтизм, склонность к авантюрам или стремление к карьерному росту?

– Наверное, здесь все и сразу, основной мотив – тяга к сложным задачам, вызовам, к неизвестному. Я проделала большой путь в рамках акции «Тотальный диктант», и переход в университет – это важный шаг. Но не сказать, что я радикально поменяла сферу деятельности, потому что, параллельно с диктантом, до 2015 года, я работала в Новосибирском государственном университете, и эта среда мне близка.

Пожалуй, одним из важных факторов переезда стала любовь к Дальнему Востоку.

Когда я впервые попала во Владивосток в 2017 году, у меня сразу возникло такое ощущение, что как-то по-другому здесь себя ощущаешь, сердце бьется по-особенному, хочется чего-то делать, хочется каких-то открытий. И потом я часто приезжала во Владивосток, и на Камчатке была в командировке, и на Сахалине

Поэтому так совпало: с одной стороны, предложение поработать на Камчатке, с другой стороны, желание принять вызов, с третьей – продолжить работу в такой знакомой и любимой университетской среде.

И, вы знаете, я не пожалела о принятом решении.

– Вы приехали не одна, а с сыном. Как он поначалу отнесся к Вашему решению, трудно ли ему было расставаться с привычным образом жизни, друзьями и как прошла его адаптация?

– Сын очень вдохновился идеей поехать туда, где океан, вулканы, где можно смотреть сивучей, и согласился поехать со мной. Адаптация прошла достаточно легко, здесь очень хорошая школа, учителя, система дополнительного образования. Нашли кружки по интересам, музыкальную школу, футбольную секцию – все это бесплатно. И с ребятами в классе отношения сложились отлично. Я стараюсь его как можно больше знакомить с природой Камчатки, чтобы он погружался в нее. Сын сам уже стал “амбассадором” университета и везде продвигает КамГУ.

Ольга Ребковец приехала на Камчатку с сыном

О трансформации и о традициях

– Перед Вами были поставлены новые задачи по трансформации университета. В чем они заключаются и как соотносятся с историей КамГу?

– Задачи описаны в стратегии развития университета, с которой вуз вошел в программу «Приоритет-2030». Это документ на сто страниц, поэтому расскажу об основных моментах в количественных показателях.

К 2030 году мы должны в два раза увеличить наш контингент студентов, обучающихся по очной форме, до 1600. Сейчас их 750. Повысить средний балл ЕГЭ абитуриентов – с 63,89 в 2023 году до 72-х в 2030-м. Увеличить доход от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По итогам прошлого года доход от НИОКР был 5,5 миллионов (при плановой цифре 2,8 миллиона), нарастить его планируем до 30 миллионов. И с точки зрения содержания планируется очень серьёзное развитие науки и научной деятельности.

Что касается истории университета, то в прошлом году ему исполнилось 65 лет. В 1958 году он был открыт как педагогический вуз. И долгое время его главной миссией была подготовка педагогических кадров для региона. Параллельно развивались и другие направления, но они были представлены в меньшей степени.

Поэтому сейчас развиваем такие перспективные сферы, как IT, аналитика данных, математика, открываем новые лаборатории по этим темам, актуальным для социально-экономического развития страны. Но есть и специальные направления для изучения уникальной природы Камчатки: вулканология и сейсмология, возобновляемая энергетика, заповедное дело, языки коренных народов нашего края. Все они появились в 2023 году, До этого исследование региональной специфики происходило в лаборатории изучения экстремальных явлений Камчатки, мы только собрали новую команду. Лаборатории дают возможность специалистам заниматься именно фундаментальными исследованиями в области сейсмической активности и биоразнообразия региона, в меньшей степени вовлекаясь в образовательную деятельность. Раньше у них такой возможности не было, поскольку до последнего времени наш вуз не получал госзадания на науку.

В лабораториях КамГУ изучают арктического гольца –
редкий вид лучепёрых рыб семейства лососёвых, занесенных в Красную книгу

– А какие традиции университета вы хотели бы сохранить?

– У нас нет задачи сломать старое и построить новое на его руинах. Здесь очень важно не выплеснуть с водой ребенка, потому что подготовка педагогических кадров остается крайне важной миссией для университета.

Если говорить о традициях в университете, то к их числу можно отнести, например, Бушелевские чтения, которые проходят здесь на протяжении нескольких десятков лет. Беата Бушелева – педагог, которая много лет проработала в нашем университете и воспитала несколько поколений учителей для Камчатского края. У меня еще есть идея учредить стипендию имени Бушелевой – для того, чтобы поддерживать тех ребят, которые обучаются на педагогических направлениях.

Есть традиция совместных походов преподавателей и студентов по Камчатскому краю, не только по суше, но и в море. Хочется, чтобы такая форма досуга развивалась и дальше. Вообще, среди наших студентов много спортсменов – лыжников, бегунов, борцов, которые занимают призовые места на всероссийских соревнованиях. Такие активности мы стараемся поддерживать.

О новых кадрах: требования, условия, преимущества

– Ставите ли Вы задачу обновить коллектив и как вы отбираете сотрудников, какие требования к ним предъявляете?

– Прежде всего, мы публикуем вакансии в тематических сообществах в соцсетях, на HeadHunter, на портале «Работа в России», используем «сарафанное радио».

Преподаватели из других регионов откликаются пока не очень активно. Поэтому мы используем так называемые сетевые программы, за счет которых получаем высококвалифицированных преподавателей. Например, для подготовки учителей физики – такая программа у нас есть с МФТИ. Блок дисциплин в рамках магистратуры по биоресурсам и биоразнообразию ведут коллеги из Дальневосточного федерального университета. У нас действует 12 таких дистанционных программ с вузами-партнерами.

Что касается научных сотрудников, то мы принимаем их целыми командами и без конкурса.

На административные должности бывают большие конкурсы. Например, на вакансию проректора по науке поступило около 500 заявлений.

На основании резюме и собеседований мы отобрали трех кандидатов, которым мы эту позицию могли бы предложить. Учитывали не только опыт работы в науке, но и в бизнесе, потому что, как я упоминала выше, наши научные разработки должны приносить прибыль. И дальше все зависит от того, насколько ожидания человека совпадают с нашими запросами, насколько его устраивают предлагаемые условия и так далее.

Иногда бывает, что сотрудника все устраивает – и программа развития вуза, и задачи, но на последнем этапе его останавливает переезд на Камчатку.

Тем не менее, наш коллектив пополнился новыми сотрудниками из Москвы, Краснодара, Новосибирска. Первый проректор Олег Супица раньше работал в Рязанском госуниверситете. В последнее время достаточно часто поступают резюме от коллег из Белгородской и Курской областей. В этих случаях я как раз готова работать в индивидуальном режиме, понимая все сложности и стараясь предложить максимально соответствующие их компетенциям задачи.

О первооткрывателях

– Чем можно привлечь специалистов с Большой земли в такой отдаленный регион с тяжелыми климатическими условиями?

– Во-первых, привлекают интересные задачи, во-вторых, немаловажную роль играют материальные факторы. Молодым сотрудникам до 30 лет, приезжающим из других мест, северные надбавки положены через 3 года работы, после 30-ти – через 5 лет. Мы в университете стараемся предлагать достойную зарплату. Конкурировать со столичными вузами, конечно, мы не можем. Но у педагогов университета зарплата выше в два раза средней по региону. Доход формируется за счет нагрузки и эффективного контракта, оклад преподавателя на ставку у нас 55-68 тысяч рублей.

Главный стимул для москвича приехать работать на Камчатку – принять участие в развитии Камчатки, что в свою очередь влияет на развитие вуза.

Тут все тесно взаимосвязано, поэтому возникает ощущение, что ты участвуешь в глобальном процессе. Такие масштабные задачи можно осилить только общими усилиями, в команде, и это тоже для многих существенный фактор. И, наверное, каждому хочется побыть в роли первооткрывателей – (мы называем наш вуз университетом первооткрывателей. Дальний Восток – это место для людей, которые не боятся сложностей, неизвестности и готовы рисковать. Сегодня региону очень нужны такие люди, настолько велика их ценность и ощутим вклад каждого в отдельности.

Камчатка, являясь уникальной природной лабораторией, была и остается центром притяжения для исследователей из разных регионов.

И той же вулканологией, помимо профильных научных организаций нашего университета и научных организаций, которые расположены на Камчатке, занимаются коллеги из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга. Или, например, проблемы сейсмологии касаются не только Камчатки, поскольку, помимо тех районов и областей России, где высока опасность стихийных землетрясений, есть еще так называемая техногенная сейсмика. Она характерна для Москвы, где есть разветвленная сеть метро или для Кузбасса, где идет постоянная добыча угля. И это тоже большая область для изучения, для развития наших компетенций, для приложения их во всей России.

Камчатка, являясь уникальной природной лабораторией,
была и остается центром притяжения для исследователей из разных регионов

Что касается языков коренных и малочисленных народов Камчатки, то в исследовательских экспедициях по этой тематике совместно со специалистами из нашего университета принимают участие коллеги из Института языкознания Российской Академии Наук и Высшей школы экономики. То есть мы объединяем свои усилия с учеными из разных организаций, в том числе в рамках комплексной программы научных исследований Камчатки, в которой наш университет выступает не только как один из исполнителей, но и как проектный офис этой программы. Все мы работаем на общий научный результат. Благодаря такому сотрудничеству, мы открываем новые лаборатории и магистерские программы – например, по этнолингвистике, на базе которых формируется наш будущий кадровый потенциал.


КамГУ им. Витуса Беринга стал победителем
в конкурсе Минобрнауки РФ на создание молодёжных лабораторий.
Университет получит финансирование на создание лаборатории по этнолингвистике

О жилищных условиях и новом кампусе

– И все-таки, какие бы романтические мотивы не вдохновляли людей, приезжающих на Камчатку, им надо обеспечить не только достойную зарплату, но и приемлемые условия проживания на новом месте. Какие меры соцподдержки у вас предусмотрены для специалистов из регионов?

– Мы оплачиваем полностью билеты человеку и его семье и, пока не построен новый кампус, компенсируем стоимость аренды жилья в размере 30 тысяч рублей ежемесячно в течение первого года.

В рамках программы «Дом РФ. Доступное арендное жилье» запущен в эксплуатацию новый дом на 180 квартир, предназначенный для педагогических и научных работников, молодых специалистов, которые переезжают на Камчатку. Они арендуют жилье (меблированное, со всем необходимым бытовым оборудование) за треть от рыночной стоимости, остальную сумму оплачивают регион и Российская Федерация. Например, новая однокомнатная квартира с видом на Авачинскую бухту обойдется в 10 тысяч рублей.

– Как продвигается план по строительству кампуса Вашего университета?

– Мы сейчас находимся на стадии его активного проектирования, в 2030 году мы его рассчитываем открыть. Предполагается, что это будут не только общежития, но и полноценный студенческий городок с учебными корпусами, научными лабораториями, технопарком, физкультурно-оздоровительным комплексом с бассейном и скалодромом, культурно-досуговым центром, который мы назвали «Центр событий». То есть там будут проходить и концерты, и большие конференции, и мероприятия всероссийского масштаба. В проекте – гостиница для научных сотрудников, преподавателей, студентов, обучающихся в нашем вузе по краткосрочным программам. Всего вместимость кампуса, если говорить об учебных площадях, по нашим расчетам, составит порядка восьми тысяч человек и около тысячи мест предусмотрено для проживания.

– Но, несмотря на сетевое взаимодействие в онлайн-формате и совместные научные экспедиции, проводимые на Камчатке, наверное, отрыв от Большой земли, от материка, все-таки дает о себе знать и служит неким препятствием на пути полноценного сотрудничества?

– Как раз программа «Приоритет 2030», в которую включен наш университет, позволяет нам, с одной стороны, устраивать больше мероприятий у себя, и коллеги приезжают к нам с удовольствием. С другой стороны, мы сами выезжаем на федеральные мероприятия, принимаем участие в стажировках, обменах, образовательных программах.

11–13 сентября в КамГУ им. Витуса Беринга проходит III мероприятие-спутник Конгресса молодых ученых, на котором собрались почти 100 ученых со всей страны, а еще из Индии, Сирии, Филиппин, Армении и Узбекистана. В повестке дня – работа над задачами прогнозирования, оперативного реагирования и устранения последствий опасных природных явлений.

На таких конгрессах молодые ученые получают заслуженное признание своих достижений и вдохновение для дальнейшей работы.

В следующей части интервью вы узнаете об уникальных программах обучения в КамГУ и о самых популярных специальностях, о преодолении кадрового дефицита, в том числе среди учителей, и о том, почему у приехавших жить и работать на Камчатке происходит переоценка ценностей.

Фотографии к статье предоставлены пресс-службой КамГУ


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube