Подростки // Колонка

Подросток в зеркале масскульта: как разгадать «Головоломку»?


Подросток в зеркале масскульта: как разгадать «Головоломку»?
Скриншот полнометражного мультфильма «Головоломка-2»

Новинка кинопроката – полнометражный мультфильм «Головоломка-2», популярная среди подростков история о том, как взаимодействуют эмоции во внутреннем мире человека и как они руководят нашим поведением. Фильм предназначен для семейного просмотра и вызвал много обсуждений и споров у разных поколений зрителей. Анастасия Белолуцкая, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ, подробно рассказывает, как этот фильм позволяет родителям лучше понять современных детей и что было бы интересно обсудить со своим сыном или дочерью после киносеанса.

Действительно ли в голове все так устроено?

К мультфильму «Головоломка» я проявляю особенно пристальное внимание по трём причинам.

  • Он растет вместе с моей старшей дочерью. Первая часть вышла, когда ей было 8 лет и была посмотрена совместно взахлеб, а продолжение, соответственно, сейчас, когда дочери шестнадцать, и она по полной программе проживает положенный ей подростковый возраст.
  • Я преподаю психологию и не могу отказать себе в удовольствии обсудить со студентами нюансы профессиональной кухни.
  • Я согласна с восторженными отзывами: мультфильм действительно сделан красиво, талантливо и уникален в своем роде. Однако еще с первой части он меня чем-то неуловимо напрягал. На сей раз мне стало точно понятно, чем: модель психики представлена уж слишком примитивно. Стимул (девочка что-то увидела), реакция: ааааа, какая-то эмоция бежит к пульту и руководит девочкой, исходя из своих представлений о «благе Райли». Где у Райли, спрашивается, произвольность? Свой характер? Мышление, в конце концов? Честно говоря, весь мультик очень хочется спросить, а, вообще, мозги-то где? Никто не спорит с тем, что эмоции играют очень большую роль в регуляции поведения, но уж точно не единственную, иначе это умственная отсталость.

Ну да ладно, в конце концов, перед авторами не стояла задача поставить учебник по психологии – оставим эти споры специалистам. Сегодня мне кажется важным поговорить о том, что «Головоломка» – абсолютный продукт своего времени, по которому очень интересно разбирать «признаки эпохи».

Например, заметно, что первая часть мультфильма снята до большого ковидного перелома, а вторая – после.

Итак, что, как мне кажется, мы можем подметить, с точки зрения больших социальных трендов?

«Головоломка» как «продукт эпохи»

Недавно я написала статью о подростковом бунте: давить его или поддерживать? Сейчас скажу парадоксальное: поддерживать и более того, если подросток в состоянии идти на открытый конфликт, противостояние, прямое выяснение отношений, конкуренцию, радоваться, одновременно помогая оставаться в рамках уголовного кодекса.

Вообще, из всей этой пятерки чувств любимцем родителей подростка должен стать… гнев.

Сейчас объясню. Раньше, ведь, как было? Подростковый возраст считался сущим наказанием для родителей, потому что: «гормон в голову бьет; только мальчики/девочки на уме; что ни скажи – перечит, взрослых ни во что не ставит, на все свое мнение; на кухне – сумасшедший дом и ругань; был золотой ребенок, а теперь конфликтный и закрытый».

Скажите, хоть что-то из этого мы наблюдаем в мультике «Головоломка-2», который начинается с того, что у Райли сорвало кнопку «пубертат»? Нет. Подчеркну, это не говорит о том, что такого поведения у людей 11–17 лет больше вообще не встречается. Еще как встречается. Но! «Головоломка» – суперпопулярное произведение масскульта, на которое валом валят сами тинейджеры во всем мире, обсуждая потом, «как это все жизненно». Оно точно попадает в целевую аудиторию – подростки себя узнают на экране и уходят с ощущением, что их поняли. Значит, пойман тренд.

Что авторы фильма выводят нам на первый план в качестве существенных признаков пубертата? Сложные эмоции, болезненную зависимость от социума и тревожное расстройство вплоть до панической атаки.

Кстати, сцена с панической атакой на тренировке вызывает у ребят, с которыми я обсуждала мультфильм, особенно сильную гамму чувств: некоторые плачут в зале, другие не плачут, но потом признаются, что чувствуют изматывающую тревогу с накатывающей паникой почти постоянно.

«Головоломка» – продукт своего времени. Он не мог появиться на экранах, например, 20 лет назад и непонятно, насколько будет актуальным через 10.

Я была подростком в 90-е годы: популярны были боевики и love-story. Представить себе, что старшеклассники того времени толпой пойдут на настолько психологизировнный мульт, где с точки зрения развития сюжета не происходит практически ничего, – невозможно. У «Головоломки-2» как будто намеренно упрощенная шаблонная внешняя фабула и довольно тонко выстроенная внутренняя.

Количество фильмов, где подросток попадает в ситуацию новой школы, где нужно отстоять свои позиции, огромно. Сюжет фильма представлял бы собой набор заранее известных клише, если бы не одно обстоятельство: по факту никто в новой школе Райли не буллит, над ней не издевается и, в сущности, ничего страшного с ней не происходит. Блокбастер творится у нее в голове. Она весь фильм «спасается» от возможных гипотетических угроз, которыми ее «накачивает» тревога, доходя местами до полного неадквата и провоцируя пока не на преступные, но уже на аморальные поступки.

Гнев: хорошо или плохо?

Современные психологи-практики, которые много консультируют семьи с подростками, давно отмечают изменение запроса: беспокоят не конфликты тинейджеров с родителями, учителями, друзьями и даже не внешний вид и пресловутый «вызов общественным нормам». На повестке дня самоповреждение, расстройство пищевого поведения (в основном крен в анорексию), кошмарные сны, мигрени, ну и тревожно-депрессивные расстройства.

Представим себе, что у Райли эта самая Тревога махала бы в голове своим красным флагом не три дня, как в мультфильме, а год? До какого бы состояния дошла девочка? И куда понеслись бы, сломя голову, ее родители? Правильно, в больницу.

«Аутоагрессия», то есть, агрессия, направленная на себя, вовнутрь, в тяжёлой форме может привести к страшным необратимым последствиям. Но и до этого есть масса вязких весьма противных стадий, в которых можно застрять очень надолго.

Почему я в начале сказала, что гнев – это то, что требует сейчас поддержки? Гнев – сильная эмоция, через которую происходит мощный выход агрессии вовне.

В современном обществе хорошим тоном считается его подавлять. То есть, загонять внутрь. Не имея выхода, он трансформируется до неузнаваемости: в бесконечное брюзжание, ворчание, несмешной юмор, газлайтинг и прочие формы так называемой пассивной агрессии, которая вместо того, чтобы прорвать нарыв и выпустить гной наружу, является «токсичной». Подавленный гнев медленно и постепенно отравляет жизнь и окружающим, и самому человеку.

В истории довольно много примеров легитимизации открытой агрессии: от дуэлей и рыцарских поединков до кулачных боев стенка на стенку. Современному человеку в этом плане остался, по сути, только спорт. Да и то на примере Райли мы видим, что даже хоккейную тренировку можно катать на топливе тревоги, а не опираясь на волю к победе. Правда, недолго.

Итак, на уровне тенденции зафиксируем: современный подросток – это человек, который очень обращен в свой внутренний мир, тонко устроен, разбирает, осознает и может обсуждать такие психологические нюансы, о которых 20–30 лет назад никто, кроме специалистов, просто не знал и не думал. Не то, чтобы пуглив (ребята бывают очень смелые, когда сталкиваются с реальной опасностью), но очень тревожен, склонен накручивать панику и держать это в себе, мало с кем обсуждая. У такой тонкой нюансированной психической организации есть и мощная позитивная сторона – склонность к творчеству, которая позволяет выплёскивать внутренний эмоциональный коктейль, если не в конфликт, то хоть на белый лист.

А как же любовь?

Вы заметили, что в фильме о подростках и для подростков вообще не обсуждаются вопросы отношений полов? Никакой тебе первой любви (вот уж тревоге было бы где разгуляться), ни тайных переписочек – ничего. Почему?

Мне кажется, что здесь есть и коммерческая, и социальная подоплека. По «половому вопросу» мировое сообщество сейчас поляризовано: положишь в основу сюжета «традиционную» любовь девушки и юноши – получишь критику про ущемление еще пятидесяти с лишним гендеров от одной половины человечества. Включишь в фильм повестку «нетрадиционных отношений» – его другая часть земного шара смотреть не будет. А сделать кассу хотелось бы везде, конечно. В итоге тему решили «замести под ковер».

Интересно, что мужских персонажей в фильме раз два и обчелся: все тот же гнев, стыд и папа. В этом месте мы, пожалуй, передадим, привет Фрейду все-таки. С кем зрителю-мальчику себя отождествлять непонятно. А вот это, мне кажется, примета времени.

Возьму на себя смелость сказать, что современное общество, в том числе кино, остро нуждается в рабочем концепте нового мужского героя. Образы мачо, героя с мечом, принца на коне и прочие варианты на тему альфа-доминирования безнадежно устарели и ничего, кроме улыбки не вызывают. Но и мужская слабость, скажем аккуратно, тоже особенным спросом не пользуется и вряд ли будет. Последний герой-мальчик с планетарным масштабом популярности – Гарри Поттер. Но и он был уже довольно давно. Мне кажется, что авторы, которые смогут придумать классную современную ролевую модель для мальчишек во всем мире, точно войдут в историю и сделают большое благое дело.

Конфликт Радости и Тревоги выстрелил в яблочко

Когда я обсуждала мультфильм с подростками, то задавала вопрос: кто главный герой истории? Точно не Райли. От нее вообще ничего не зависит, она как герой не развивается от начала к финалу истории, у нее нет антагониста. Она, по сути, полигон. Тогда кто герой?

Большинство моих опрошенных склоняется к мысли, что это Радость. Если у кого-то их персонажей и есть развитие характера через конфликт с антигероем, то именно у нее. Есть такая мыслительная операция – смена альтернативы. Объекту сначала подбирается одна противоположность, а потому ему же другая, но используется иное основание. Эту операцию авторы мультфильма произвели совершенно блистательно, чем, в общем, и сделали себе мировую кассу.

В первой части Радость противопоставлена Печали. Пара антонимов довольно очевидна: когда Радость у руля, ребенку хорошо, когда Печаль – плохо. В детстве с этим все просто. А вот может ли быть человеку плохо, когда он, вроде бы, радуется? Вроде, смеется, веселый, говорливый, шутит, всех подбадривает, а потом – раз и депрессия. Бывает, еще как.

Если спросить у человека, что противоположно радости, мало кто назовет тревогу. Это неочевидное противопоставление, но именно оно позволяет «подсветить» некоторые теневые черты некогда очень модного позитивного мышления.

Какой бы апокалипсис на дворе ни происходил, все равно надо найти в нем позитив и повод для радости – так себе идея.

Недаром Радость в какой-то момент начинает производить на своих компаньонов не очень адекватное впечатление. У нее в середине фильма случается некоторый надлом: она явно взрослеет и мудреет. Радость понимает, что именно она здесь отвечает за сцепку Райли с реальностью. В отличие от Тревоги, которая тем и отличается, что от реальности скорее уводит.

Про тревогу с психологической точки зрения можно говорить много: это безобъектный страх, который подсаживается, как грибок, на любой повод. Изматывающее вязкое чувство – это очень древний эволюционный механизм выживания вида, и избавиться от него совсем никогда не получится. Другое дело, что нельзя дать тревоге распоясаться.

И вот здесь интересно следующее: вообще говоря, тревога – это не эксклюзивный признак пубертата. Она не появляется вместе с переходным возрастом и с ним, увы, не заканчивается. Но почему-то авторами на первый план выведена именно она. Почему? А в ней сейчас себя узнают все от мала до велика: и дети и родители.

Помните, в начале я упомянула про большой ковидный перелом? После него Тревога прочно завладела пультом регуляции поведения человечества и уходить оттуда пока не собирается. Плодит фантомы, заставляет людские массы вести себя примерно с той же степенью адекватности, что Райли в мультике.

Тревога очень серьезный регулятор поведения всегда, а в информационную эпоху сто крат.

В финальной части обсуждения мультфильма мы с ребятами и педагогами делали следующее упражнение. Можете проделать его сейчас тоже.

Вот задание: попробуйте представить, что видите только внешнюю линию поведения Райли и ничего не знаете, что там у нее происходит в голове. Как бы вы ее охарактеризовали, какое бы составили мнение? Если судить только по поступкам, получается, в общем, довольно лицемерная карьеристка. Теперь вспомните из ваших знакомых какого-то человека, который ведет себя примерно так же и предположите, может ли быть такое, что, на самом деле, у него в голове воет сирена тревоги и он из-за этого ведет себя так ужасно? Повлияет ли это знание на ваше к нему отношение или нет?

Ребята приводили разные примеры, анализ оказался довольно любопытным. Сошлись во мнении, что только до определенного предела. Откровенная подлость или гадость, совершенная из тревоги, остается подлостью, сколько потом не объясняйся. Некоторый фарш назад не проворачивается.

А вы как думаете?


Youtube

Другие статьи автора

Что делать, если моё мнение никому неинтересно и все только делают вид

В телеграм-канале «Культура. Думать!» – совместного образовательного проекта МГПУ и музеев Москвы для старшеклассников появился новый текст Анастасии Белолуцкой для подростков. Но мы решили, что прочитать его полезно было бы не только школьникам.

Новости





























































Поделиться

Youtube