ЕГЭ и ОГЭ // Интервью

Нина Дмитриева: «Сегодня в технические вузы можно вовсе не сдавать ЕГЭ по физике»


Почему сегодня в большинство технических вузов можно поступить с очень низкими баллами ЕГЭ по физике? Чем объяснить падение уровня подготовки этой дисциплины в школе, ведь из-за этого потом невозможно изучать физику в вузе? Мы поговорили об этом с Ниной Дмитриевой, много лет преподававшей физику в техническом вузе Санкт-Петербурга. Теперь она стала репетитором и занимается физикой со студентами младших курсов, а еще готовит школьников к ЕГЭ.

– Почему ребята, поступившие в технический вуз, не готовы к продолжению изучения физики?

– Падение уровня школьной физики, конечно же, связано с тем, что уже давно сильно сократилось количество часов на этот предмет. Это не касается школ с углубленным изучением естественнонаучных предметов, где времени на физику дается больше. Но, к сожалению, таких учебных заведений немного, и конкурс туда очень высокий.

В старших классах советской школы часов на физику было в два раза больше, чем сейчас: четыре часа плюс час астрономии. И значительно больше было практики.

Что касается ЕГЭ, то, думаю, проходной балл по физике в инженерные вузы снизили потому, что сдают ее очень плохо. Замкнутый круг: если повысить проходной балл, не поступит вообще никто. А более высокий балл не набирают потому, что общий уровень упал. Но фишка в том, что сейчас в технические вузы можно и вовсе не сдавать ЕГЭ по физике.

– Как это?

Дело в том, что для поступления во многие вузы требуется либо ЕГЭ по физике, либо по информатике. На выбор. В основном все предпочитают информатику (это проще) и поэтому последний год школьники физику не учат. И в итоге, поступив на первый курс, где программа по физике вузовская (не школьная, которую они тоже не знают), они сразу начинают плавать.

– С какого класса школьники, по сути, перестают изучать физику?

– Ну, они как бы ее «изучают». Один урок физики в неделю, необходимый для аттестата, у них есть. Но это ничто. У меня есть одна девочка, которая поступает в серьезный вуз в Москве. И мы с ней, с 10-го класса занимаемся физикой. Она сказала: я это делаю для аттестата и для того, чтобы потом в институте можно было нормально учиться (там же физика нужна). При этом по словам этой девочки, на информатику в старших классах дают по шесть(!) часов в неделю. Почувствуйте разницу! И учительница заверила ребят: те, кто будет сдавать ЕГЭ по информатике, могут на физику не ходить вообще. У них даже уроки физики отменяли, и они вместо этого изучали информатику. Точнее, их на нее натаскивали.

– Информатика проще? Почему ее предпочитают физике?

– Потому что профильная физика – это сложно. А школьники идут по пути наименьшего сопротивления.

– А вы занимаетесь репетиторством и с теми, кто собирается сдавать ЕГЭ по физике?

– В том числе. Но в этом случае, я стараюсь брать детей с 10-го класса. Если ребенок совсем не знает предмет, то за один год его невозможно подготовить на хороший балл. Потом есть ребята, которые переходят из обычной школы в более сильную, с физматклассами, где по-другому учат, и, естественно, их оценки снижаются. Я с ними тоже занимаюсь. Но таких не много. Гораздо больше я работаю со студентами 1-2 курсов. Мы догоняем школьную физику, чтобы им можно было все-таки учиться на вузовском уровне.

– Младшекурсники из каких вузов у Вас занимаются?

– ЛИТМО, Бауманка, Высшая школа экономики (факультет защиты информации), ЛЭТИ, Питерский Политех, РХТУ, МИРЭА, Менделеевский, Плехановский, МЭИ, Новосибирский технологическипй университет, химфак МГУ. Их много. С кем-то я продолжаю заниматься и на втором курсе.

– Главная проблема в том, что они не знают школьной программы и поэтому не могут продолжать изучать физику на вузовском уровне?

– Да. До 9-го класса они, видимо, еще учили физику (термины какие-то знают), а последние два года у них полностью выпадают. И в итоге физической базы нет. Они же готовились к информатике. Я зарегистрировалась на платформе Профи.ру, ребята делают запрос, и я откликаюсь.

– И все-таки, как преподается физика в школе?

– Я могу только сказать, чего подростки не знают.

– И чего они не знают?

– Ни-че-го! Я говорю о тех, кто ко мне приходит. Те, кто учился в бывших физматшколах, конечно, в другом положении.

– У вас есть ощущение, что с годами сильно упал уровень школьной физики?

– У меня это ощущение возникло уже много лет назад. Я преподавала физику в техническом вузе с 1982 года. И тогда, если у меня в аудитории пять человек были очень слабые, остальные – средние, и пять сильных, то в последние годы, хорошо, если оказывалось пять человек средних, а остальные – никакие.

– Потому что плохо учат в школе?

– Конечно. Но на самом деле кто хочет научиться, могут это сделать своими силами. На Ютубе есть прекрасные, бесплатные лекции по физике для школьников. Но нужно же мотивацию иметь. И потом последние два года, когда был ковид, дистанционное обучение не все выдержали. Я хоть и занимаюсь в основном удаленно, но пишу на доске, потом проверяю домашние задания, мы их обсуждаем.

– Почему Вы стали заниматься именно физикой?

– Мой старший брат, который закончил физфак Ленинградского университета, меня убедил, сказав: иди на физфак. Потом ты сможешь заниматься чем угодно, потому что там хорошее образование. Я училась в сильной школе, и мне не надо было особенно готовиться к экзаменам. И я легко поступила.

– А почему вы стали физиком, а не математиком, например?

– Брат сказал: математика для женщины – это слишком сухо. А физика – это наука о жизни, о том, что нас окружает. Физика есть в биологии, геологии, астрономии, медицине, и не только. То есть физика – это объяснение всего, что существует в природе. В ней вообще неплохо всем ориентироваться.

– И получается, что наука, которая так нужна во все времена, сегодня в некотором загоне.

– Ну, не совсем так. Для тех, кто всерьез занимается наукой, она не в загоне. А на среднем уровне физика в пренебрежении. Но существуют люди, которым интересно учиться, они в любых условиях будут искать информацию. У нас в Университете на первом курсе учились двое ребят из глубинки. Им было очень тяжело, но они были талантливыми и потом очень продвинулись. Один стал академиком. А были из тмутаракани, но хотели учиться. Уровень тогда был очень высоким. Я по профессии биофизик. Это молекулярная физика, биологические молекулы. Очень актуальное сегодня направление науки. Но в те годы препараты для экспериментов стали пропадать, многие ученые уехали в Америку. Не стало базы для развития этой науки. А сейчас в мире взлет биофизики.

– Странно только, что о чрезвычайной важности физики не хотят думать чиновники от образования. Что бы Вы предложили им сделать?

– Я бы посоветовала увеличить количество часов на этот предмет в старших классах. Усовершенствовать подготовку учителей физики в педвузах (сейчас для поступления на физфак педвуза физику сдавать необязательно). Удивительно, правда? И предложила бы ввести в качестве обязательного, ЕГЭ по физике для поступления на естественнонаучные факультеты.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube