Школьники // Колонка

«Контекст отметки за поведение откровенно наказательный – против хулиганов и буллинга»


Большинство учителей, родителей и даже детей выступают за возвращение в школы оценок за поведение, выяснили специалисты Института изучения детства. В частности, 39% родителей отметили, что возможность схватить «двойку» за серьезные проступки будет «инструментом предупреждения дисциплинарных нарушений». Ситуацию комментирует наш колумнист Михаил Кушнир:

– 39% опрошенных «Известиями» родителей видят оценку за поведение как решение реальных проблем – это оценка качества нашего образования. Низкая оценка. Очень низкая. Одна надежда, что выборка не слишком репрезентативная. Это значит, что все споры среди педагогов, считающих себя умными, по поводу того, как правильно ставить оценки – полный бред, ибо некому эти оценки воспринимать так, как умники между собой умничают.

Для почти половины родителей оценка – это воспитательная палка, даже не пряник, ибо никто не обсуждает оценку за поведение как поощрительную.

Контекст отметки за поведение откровенно наказательный – против хулиганов и буллинга.

Но против хулиганства и буллинга это совершенно бесполезно – могу утверждать, как человек, водивший дружбу в школе преимущественно с ребятами из зоны риска, потому что именно они наиболее надежны в логике «пацан сказал– пацан сделал». Детки из интеллигентных семей не раз меня кидали в ответственный момент, а «хулиганы» стояли рядом.

Отметка как мера наказательного воздействия может повлиять только на тех детей, которые и так паиньки, т.е. кому плохие оценки за поведение не поставят, а дополнительный стресс наведут: «а вдруг мне не поставят 5?».

Если действительно уровень конфликтности уже не регулируется традиционными педагогическими средствами, нужны нормативные. Но только не по защите именно учителя – это оскорбительно для учителя как профессионала детских коммуникаций. Это должна быть норма общего характера для людей публичных/социальных профессий в логике «при исполнении».

Агрессия в отношении людей, вынужденных по долгу работы действовать в публичной коммуникации, должна наказываться кратно жестче, чем конфликт случайных людей. В том числе, эта норма должна предусматривать наказание за чисто коммуникационную агрессию. В том числе, для несовершеннолетних.

Одно из возможных последствий – лишение права на продолжение социальных отношений в организации, правила поведения которой были нарушены агрессией. Образовательных в том числе – это не нарушение права на образование: если семья не может самостоятельно, пожалуйста, может быть перевод директивно вышестоящим органом управления в другую школу. Пока все школы не откажутся на основании этой нормы.

Тогда будет реальное ответственное реагирование, а не инфантильная игра в фантики, то бишь в циферки, которые оценки. И в том же ответственном ключе надо думать о нашем замечательном образовании, которому этот опрос поставил отметку за поведение. А такое поведение – полное непонимание смысла происходящих в образовании процессов у огромного количества взрослых людей.


Youtube

Другие статьи автора

Экзамен как рудимент

Предметом размышлений будет экзамен как инструмент в образовательном процессе. Зачем он? Какому запросу он отвечает? Какому противоречит? Каков он должен быть и должен ли быть вообще?

Новости





























































Поделиться

Youtube