В Минздраве хотят обязать учащихся медколледжей осваивать вторую специальность. Практика расширения функционала обучающихся медицинским специальностям в перспективе может быть распространена на высшее образование.
В России планируется введение обязательной второй специальности для обучающихся в медицинских колледжах, стало известно «МВ». О планах во введению практики двух квалификаций рассказал во время «круглого стола» на тему «Образование и наука в различных секторах здравоохранения как основные драйверы развития отрасли», состоявшегося в Общественной палате 1 октября, исполнительный директор Российской ассоциации медицинских сестер (РАМС) Валерий Самойленко. Он уточнил, что информация о готовящихся новациях была представлена в презентации министра здравоохранения Михаила Мурашко на совещании во Всероссийском учебно-научно-методическом центре (ВУНМЦ) Минздрава по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию в конце сентября.
Как это будет
В презентации министра говорилось, что согласно целям новых национальных проектов квалифицированный специалист среднего звена со средним профессиональным образованием (фельдшер, акушерка, медицинская сестра и т.д. – в современной номенклатуре десять специальностей СПО) должен быть «полностью готов к трудовой деятельности после освоения основной образовательной программы без адаптации к рабочему месту», «способен выполнять некоторые функции специалистов с высшим образованием», «обладать актуальными цифровыми компетенциями» и иметь «две и более квалификации после освоения основной образовательной программы.
«ФУМО совместно с ВУНМЦ должны разработать образовательные стандарты, в которых будет заложена минимум одна дополнительная специализация «на выходе».
То есть не после получения диплома, а во время обучения. На это планируется выделить не менее 400 часов, то есть это будет одна очень сильная специализация, например «Анестезиология и реаниматология для медицинских сестер» или две программы меньшей продолжительности – такой вариант тоже рассматривается. По сути это означает, что значительная часть часов из уже сокращенного на 6–10 месяцев образовательного стандарта будет направлена на получение дополнительной «специализированной» квалификации. Пока мы не можем дать четкого ответа, какие последствия для качества подготовки повлечет такая новация», – пояснил «МВ» Самойленко.
Он уточнил, что инициатива по двум специальностям законодательно пока не оформлена. В окончательном виде, скорее всего, это произойдет после того, как вступят в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), то есть не раньше 2025 года. В рамках совещания в ВУНМЦ федеральные учебно-научно-методические объединения (ФУМО) провели первые совещания по выполнению поставленной задачи.
По словам Самойленко, очевидно, что достижение поставленной цели требует не механического пересчета часов, а кардинально новой модели обучения; в изменившемся все более «цифровом» мире клиника не остается прежней. Стоит задача отойти от заучивания написанного в учебниках и конспектах и перейти к формированию профессионалов свободно и самостоятельно ориентирующихся в море профессиональной информации, вернуться от подготовки к сдаче первичной аккредитации к способности и готовности работать в конкретном профессиональном мире.
«Мы стоим на сложном перепутье: если система подготовки останется неизменной, то мы потеряем в качестве образования, и значительно. Если система профессионального образования сможет качественно изменить образовательную парадигму, то мы станем свидетелями качественного положительного скачка в уровне подготовки. Мы надеемся на второй сценарий, и Ассоциация медицинских сестер России готова оказать всю необходимую со стороны профессионального сообщества помощь», – говорит эксперт.
Как это отразится на рынке труда
Как считает руководитель группы клиник «Креде Эксперто», врач-эксперт Лариса Крюкова, с точки зрения качества подготовки младшего медперсонала тренд на «многопрофильность» медицинской сестры – благая инициатива, которая упрощает ротацию кадров на рынке труда. При этом она подчеркивает, что расширение компетенций – это другой уровень профподготовки, образования, более высокий уровень знаний и навыков. Поэтому введение новых образовательных стандартов несет риск удлинения периода обучения.
«Встает вопрос – как быстро молодой специалист, обученный по новым стандартам, выйдет на рынок труда в свете острого дефицита кадров. У нас кадровая яма, которую мы сейчас остро ощущаем и будем ощущать еще примерно года три. Выход для младшего медперсонала видится только один – параллельно учиться и работать, без потери качества образования, естественно. Но период обучения ни в коем случае нельзя продлевать», – комментирует специалист.
По оценкам Минздрава, дефицит врачей в России сейчас составляет около 25–26 тыс. человек, среднего медперсонала – около 50 тыс. Как сообщал в мае министр здравоохранения Михаил Мурашко, на решение проблемы врачебного кадрового дефицита в здравоохранении требуется не менее 5–6 лет. Ликвидация кадрового дефицита в отношении среднего медперсонала может занять 4–5 лет.
Чтобы закрыть часть свободных ставок с прошлого года правительство разрешило ординаторам, которые проучились в ординатуре больше года, занимать должности врачей-стажеров.
Ведомство также планирует запретить медвузам подготовку непрофильных специалистов, начать привлекать медработников в наиболее проблемные регионы вахтовым методом, увеличить набор, а также сделать бессрочным допуск студентов медвузов, не закончивших обучение, к работе на должностях специалистов со средним образованием.
Что будет с высшим медобразованием
Есть информация, что уже в ноябре экспертное сообщество планирует обсуждать введение дополнительных квалификаций применительно к программам высшего образования. Некоторые эксперты оценивают такие перспективы скептически. Выпускники медицинских вузов сразу после окончания обучения крайне низкоквалифицированны в отношении даже своей основной специальности, заявил «МВ» профессор, член-корреспондент РАН Валентин Фадеев. Причина, в том числе – отмененная десять лет назад субординатура, из-за этого последний год обучения в медицинском вузе фактически «пустой».
«У них фактически отсутствует практика, они не владеют навыками общения с пациентами, не владеют навыками принятия решений в отношении пациентов. То есть они в принципе к окончанию вуза не способны даже элементарные врачебные функции выполнять. В этой ситуации обсуждать что-то еще дополнительно для этих выпускников – утопия, – считает Фадеев. – То есть не решив одну проблему – крайне низкого качества образования и неспособности вчерашних студентов выполнять элементарные врачебные процедуры, мы беремся за другую. Сначала надо обеспечить более глубокую и основательную подготовку в системе высшего медобразования. Без этого обсуждать подобные инициативы странно».
Практика получения дополнительной квалификации минимум по еще одной специальности во время получения базового высшего или среднего образования уже существует, заявил «МВ» генеральный секретарь ассоциации «Росмедобр» Залим Балкизов. Основание – приказ Минобрнауки № 499 от 1.07.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Например, студенты старших курсов Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова параллельно с основным образованием в течение трех месяцев могут факультативно получить квалификацию учителя химии или биологии, педагога-психолога, педагога по ДПО и консультанта по рациональному питанию, рассказал Балкизов. Подтверждающие допподготовку документы выдаются после получения основного диплома. В результате после выпуска врачи могут преподавать эти предметы в школе. Если осваивается дополнительная медицинская специальность, нужно будет еще пройти первичную специализированную аккредитацию.
«Биология, химия – это все хорошо знакомые врачу предметы. Обучение на преподавателя этих предметов проводится в течение трех месяцев, оно дополнительное и не входит в основные часы учебного плана. Ничего нового я в этом не вижу. В среднем образовании получение дополнительной квалификации достаточно давно практикуется, минимум по одной дополнительной квалификации. То есть выпускник вместе с дипломом медсестры может получить удостоверение о профпереподготовке «операционная медсестра», – пояснил генсек «Росмедобра».
Общей статистики, сколько выпускников медицинских вузов и колледжей сейчас осваивает две и более специальностей в процессе обучения, по его словам, нет. В том числе по объективным причинам, так как осваивать дополнительную специальность в рамках ДПО ординатор или выпускник может в другом учебном заведении.
Действующее законодательство разрешает студентам российских медицинских и фармацевтических вузов и колледжей параллельно с учебой осваивать программы дополнительного профессионального образования, подтвердил Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава в ответ на поступивший запрос, писал «МВ». При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
«МВ» направил запрос в Минздрав с просьбой уточнить, на какой стадии реализации находится инициатива; планируется ли увеличение количества квалификаций при освоении программ высшего образования, в какие сроки и каким образом это будет реализовано.