Преподаватель словесности Артем Григорян рассмотрел в своём телеграм-канале принципы феномено-ориентированного обучения и помог разобраться в том, что это вообще такое.
PhBl – феномено-ориентированное обучение – это методика, при которой учитель и дети берут для разностороннего изучения явление (феномен) и рассматривают его с разных сторон, через разные научные парадигмы.
PhBl имеет разные интерпретации. Одни школы делают целые курсы, серии занятий по этой методике, другие объединяют феноменальный компонент с программным на одном уроке. Меня с феноменальным обучением познакомил Ilkka Hendolin (University of Helsinki, EduCluster Finland). И вот в чем заключаются принципы хорошего феноменального урока.
1. Связь с реальной жизнью
Весь контент урока и активности детей должны иметь применение за пределами предметной области. Это могут быть разные виды конспектирования, которые мы осваиваем на материале такого феномена, как миграция. Или маркеры правды в речи на материале киносценария.
2. Командность и партнерство
Этот принцип должен быть реализован как у педагогов (феноменальный урок лучше готовить в паре, а то и в команде с коллегами), так и у детей. Общая задача, распределение ролей, внедрение в команду «шпиона» или «провокатора» – все это показывает детям (и педагогам), что большое дело всегда делается в команде.
3. Метапредметность
Разные углы зрения, разные научные парадигмы, разная методология – это то, что делает урок вариативным и действительно феномено-ориентированным. Как реагируют на это дети? Заинтересованностью и участием, ведь так их никогда не учили или учили крайне редко.
4. Необычный угол зрения и контент
Во время подготовки феномено-ориентированного урока материал должен быть таким, чтобы впечатлить аудиторию. И особенно хорошо дети реагируют на рассмотрение привычных явлений или понятий с необычной стороны. Например, на феноменальном уроке по феномену правда мы рассмотрели рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» с позиции того, какой правда производит эффект и как может быть подана.
5. Чередование видов деятельности
Каждые 10–15 минут вид деятельности аудитории должен меняться. Так достигается эффект интереса и того, что дети потом говорят: «Как быстро прошло время урока». Этот принцип заимствован из коучингового подхода к построению урока и работает всегда.
P.S. Распространенное мнение, что в финских школах отменены традиционные уроки и вместо них введены феноменальные – это миф. На самом деле доля феноменальных уроков в учебных планах финских школ не превышает 20%.
Благодарю Ilkka Hendolin за прекрасные лекции по PhBl и Анастасию Сергеевну Васильеву, учителя лидерства, за успешный совместный урок «Правда в команде и жизни».