Можно по-разному погрузить детей в книгу и ее реальность. Видео, выразительное чтение (мне с детства нравятся Андроников, Баталов, Юрский), корпусы с блестящим культурологическим комментарием и артефакты – наши большие помощники.
Любопытный прием я заимствовал у коллеги, финалиста «Учителя года» Дарьи Олеговны Антоновой. Она предложила своим девятиклассникам сделать страницу персонажей «Мертвых душ» в социальной сети.
Здесь все нашло свое отражение: фото основательной мебели у Собакевича, коллекция шахмат Ноздрева и прожекты с модными словами у Манилова.
Зайдя к своим десятиклассникам (мы изучили «Преступление и наказание» и «Войну и мир»), я предложил сделать то же и дополнил задание. Кроме страницы в соцсети сделать переписку героя с другими персонажами в чате. Ожидал, что дети выберут кого-то из света: Наташу Ростову, Элен Курагину или Анатоля с Ипполитом. И очень удивился, когда они сказали, что хотят сделать страницу процентщицы Алёны Ивановны, Раскольникова и Разумихина.
С одной стороны, это неожиданно. С другой – внутренней и скрытой жизни у героев Достоевского, кажется, больше, чем у толстовских, которые смотрят на нас, а не внутрь себя.
О том, что получится – с любопытством в следующих постах.