Личный опыт // Колонка

Трепетное отношение к детству

Как вести себя взрослому, чтобы не навредить ребёнку.

Трепетное отношение к детству
Фото: ru.best-wallpaper.net

При упоминании о детстве кто-то прикрывает глаза и умилительно улыбается, вспоминая прекрасные моменты; чей-то взгляд наполняется грустью, потому что в памяти всплывают картины, которые не должен был видеть ребенок. Но так или иначе «все мы родом из детства». Закрывая глаза, я вижу маленькую девочку, у которой есть мечта: подарить прекрасное ощущение детства как можно большему количеству ребят, пусть и не всегда безоблачного, но защищенного.

В первый же год своей педагогической деятельности я становлюсь классным руководителем, которым являюсь и по сей день. Опытные коллеги часто подсказывали мне, что необходимо отделять «своих» детей и «чужих», говорили, что обязательно придет «правильное» отношение. Но прошло уже одиннадцать лет, а того самого озарения так и не случилось.

Моя работа с детьми прежде всего направлена на сохранность того самого хрустального детства: ведь это невероятно хрупкое состояние, разбив которое, невозможно ничего отыграть назад. Порой взрослому так сложно позволить ребенку быть ребенком!

Звучит странно, но это так. Ведь детство может быть очень неудобным: оно славится плохим поведением, неудобными ситуациями, обилием вопросов, поиском новых ответов, вредными привычками и делами. А ведь решение всех этих проблем требует столько энергии, откуда же ее взять? Поэтому мы очень часто хотим сделать детей побыстрее взрослыми, самостоятельными, удобными.

Такую же ситуацию можно перенести и на учебный процесс. В этом году ко мне пришли удивительные пятиклассники. Они с невероятным рвением познают мир вокруг себя, задают огромное количество вопросов, за одну перемену могут испытать целую гамму разных эмоций. Каждый день я смотрю на них и радуюсь: вот оно, то самое чистое и прекрасное детство, в котором можно бесконечно задавать вопросы и восхищаться самыми простыми вещами! Но иногда во мне начинает говорить уставший взрослый, который хочет объяснить новую тему и не всегда готов радостно улыбаться, бойко отвечать на всевозможные вопросы. В этот момент я словно просыпаюсь и вижу перед собой не класс учеников, а детей, которые не могут понять, почему мне не отвечают, если сейчас так интересно, и почему не слышат, ведь я же говорю. Вдох – выдох, мы начинаем заново, пелена сошла, я вижу снова своих чудесных детей и понимаю, что сейчас мы соединимся и продолжим наше путешествие в мир русского языка, но уже вместе.

За годы работы я выделила для себя несколько правил сохранения детства:
  • постарайся сохранить ребенка внутри себя;
  • детство требует уважения;
  • ребенок должен задавать вопросы, и это очень здорово;
  • когда ребенок обращается к тебе, необходимо срочно оставить все дела;
  • доверительный разговор – это победа;
  • слушать и слышать ребенка невероятно важно;
  • у ребенка есть границы, которые взрослый должен уважать;
  • не бывает значимых и незначимых побед, каждый достоин похвалы.

Безусловно, наша жизнь не состоит только из приятных моментов, именно поэтому необходимо соблюдать баланс и учить детей воспринимать жизнь не только праздничной и яркой, не лишая при этом их того самого детства. Сохранность этого фантастического периода зависит от нас, от взрослых. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube