При упоминании о детстве кто-то прикрывает глаза и умилительно улыбается, вспоминая прекрасные моменты; чей-то взгляд наполняется грустью, потому что в памяти всплывают картины, которые не должен был видеть ребенок. Но так или иначе «все мы родом из детства». Закрывая глаза, я вижу маленькую девочку, у которой есть мечта: подарить прекрасное ощущение детства как можно большему количеству ребят, пусть и не всегда безоблачного, но защищенного.
В первый же год своей педагогической деятельности я становлюсь классным руководителем, которым являюсь и по сей день. Опытные коллеги часто подсказывали мне, что необходимо отделять «своих» детей и «чужих», говорили, что обязательно придет «правильное» отношение. Но прошло уже одиннадцать лет, а того самого озарения так и не случилось.
Моя работа с детьми прежде всего направлена на сохранность того самого хрустального детства: ведь это невероятно хрупкое состояние, разбив которое, невозможно ничего отыграть назад. Порой взрослому так сложно позволить ребенку быть ребенком!
Звучит странно, но это так. Ведь детство может быть очень неудобным: оно славится плохим поведением, неудобными ситуациями, обилием вопросов, поиском новых ответов, вредными привычками и делами. А ведь решение всех этих проблем требует столько энергии, откуда же ее взять? Поэтому мы очень часто хотим сделать детей побыстрее взрослыми, самостоятельными, удобными.
Такую же ситуацию можно перенести и на учебный процесс. В этом году ко мне пришли удивительные пятиклассники. Они с невероятным рвением познают мир вокруг себя, задают огромное количество вопросов, за одну перемену могут испытать целую гамму разных эмоций. Каждый день я смотрю на них и радуюсь: вот оно, то самое чистое и прекрасное детство, в котором можно бесконечно задавать вопросы и восхищаться самыми простыми вещами! Но иногда во мне начинает говорить уставший взрослый, который хочет объяснить новую тему и не всегда готов радостно улыбаться, бойко отвечать на всевозможные вопросы. В этот момент я словно просыпаюсь и вижу перед собой не класс учеников, а детей, которые не могут понять, почему мне не отвечают, если сейчас так интересно, и почему не слышат, ведь я же говорю. Вдох – выдох, мы начинаем заново, пелена сошла, я вижу снова своих чудесных детей и понимаю, что сейчас мы соединимся и продолжим наше путешествие в мир русского языка, но уже вместе.
За годы работы я выделила для себя несколько правил сохранения детства:
- постарайся сохранить ребенка внутри себя;
- детство требует уважения;
- ребенок должен задавать вопросы, и это очень здорово;
- когда ребенок обращается к тебе, необходимо срочно оставить все дела;
- доверительный разговор – это победа;
- слушать и слышать ребенка невероятно важно;
- у ребенка есть границы, которые взрослый должен уважать;
- не бывает значимых и незначимых побед, каждый достоин похвалы.
Безусловно, наша жизнь не состоит только из приятных моментов, именно поэтому необходимо соблюдать баланс и учить детей воспринимать жизнь не только праздничной и яркой, не лишая при этом их того самого детства. Сохранность этого фантастического периода зависит от нас, от взрослых. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».