Личный опыт // Колонка

Как научить ребенка дружить, а не бороться с литературным текстом


Как научить ребенка дружить, а не бороться с литературным текстом
Иллюстрация: zotych7.livejournal.com

Когда я только начинала преподавать русския язык и литературу, уроки русского мне нравилось больше. На литературе скучала не только я, но и дети. И тогда я поняла, что надо срочно что-то менять: стала применять работу с картинками, небольшие театральные постановки, различные творческие работы.

Ребята росли, а вместе с ними росла и любовь к литературе. Многие стали читать не только произведения школьной программы, но и другую классику. Затем они приходили ко мне, чтобы обсудить взволновавшие их вопросы.

Урок литературы стал для них «уютненьким». Это время, где можно обсудить, подумать, проанализировать.

Иногда пропасть между настоящим и временем создания произведения создает ребенку дополнительные трудности для восприятия. Но именно здесь и должен подключиться учитель, который покажет, как построить тот самый мостик. Когда связываешь произведение и историю, у ребенка в голове складывается полная картина мира. Литература воспитывает душу человека, это бесценный опыт поколений.

На мой взгляд, основная задача предмета – научить ребенка мыслить, анализировать, сравнивать себя нынешнего с героем, жившим 100 лет назад. Во всех классических произведениях обозначены вечные нравственные вопросы, которые не потеряют своей актуальности еще много-много лет.

Совсем недавно мы с десятиклассниками обсуждали поэму «Кому на Руси жить хорошо»: где-то возмущались, на чем-то смеялись, о чем-то и погрустили. Внезапно мальчик с последней парты буквально вскрикнул: «Да у нас сейчас тоже такое встретишь!» Для меня это и есть кульминационная точка изучения любого произведения – ребенок смог посмотреть на происходящее вокруг через призму литературного героя.

Я часто спрашиваю своих учеников, какой бы совет они взяли в свою копилку из изученного произведения. Ответы встречаются разнообразные, но честные и откровенные, что важно при изучении предмета.

А кому же могут помочь стихотворные размеры, способы рифмовки, жанры, направления и т.д? Ответ прост: дети пишут стихи, рассказы, но одной фантазии и таланта, увы, мало. Нужно понимать каноны, по которым строится произведение. Мы же не можем построить машину так, как представили себе в голове. Нам нужна схема. Аналогичная ситуация и в литературе. Я часто читаю прекрасные по содержанию стихотворения, но они требуют доработки с точки зрения правильности стихосложения. Именно тогда ребенок сможет добиться эстетического удовольствия. А песни? Порой сочинительство музыкантов поражает отсутствием не только содержания, но и формы. Любое произведение должно быть доведено до культурной нормы.

Литература – прекрасный ориентир как нравственного развития, так и эстетического.

Можно сколько угодно ругать списки рекомендованной к изучению литературы, рассказывая о необходимых изменениях. Но почему-то в такие моменты вспоминается Евгений Базаров: «Это уже не наше дело (строить что-то новое - прим. авт.) … Сперва нужно место расчистить».

К сожалению, сейчас очень много книг с невероятно красочным обложками, но глубокой пустотой внутри. И возникает вопрос: для кого расчищать этот злосчастный список литературы? Чем заполнять будем?

Педагог должен научить ребенка дружить, а не бороться с текстом. Это задача трудная, но выполнимая. Практическое применение знаний важно, но и о душе нельзя забывать. А она не всегда бывает так практична.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube