BIG DATA // Колонка

​Важнее всего – воспитать способность выбора


​Важнее всего – воспитать способность выбора
Иллюстрация: photosight.ru

Нужно ли пытаться контролировать и ограничивать? Да, регулирование и ограничения нужны. Важно помогать детям делать выбор. Способность к выбору становится все более важной чертой современного человека, но при этом та среда, в которой происходит выбор ребенка, зависит от взрослых и всего общества. Правильное создание и формирование этой среды выбора ребенка или молодого человека – ключевая задача. Можно просто запретить гамбургер, а можно организовать систему здорового питания, рассказывать о ней, рекламировать, тогда у ребенка будет выбор. Если же все отдать на откуп корпорации фастфуда, то и выбора не будет.

Что касается ограничений в интернете – есть разные виды ограничений. Прежде всего – ограничения со стороны самого человека, нужно воспитывать у ребенка способность выбора и самоограничения.

Есть ограничения со стороны семьи, это то, как мама и папа строят отношения с ребенком. Есть ограничения со стороны системы образования, государства, а также поставщиков товаров и услуг.

Как мы с вами понимаем, хартия корпораций не является публичным документом. Когда мы готовили «Хартию цифрового пути школы», доступную в интернете, мы беседовали с десятками представителей системы образования, родительской общественности, власти, публично обсуждали ее в разных аудиториях. Поэтому «Хартия цифрового пути» стала публичным, общественным документом, а не корпоративным, и не предметом договоренности главных игроков рынка с государством.

Есть PR-событие, которым называется «подписание хартии», и объявлен альянс крупнейших компаний в сфере коммуникации и интернета. В этом PR-событии самым главным является единение корпораций и государства, представленного его главой. Члены альянса говорят, что будут предпринимать какие-то усилия, объединяясь с государством, по ограничениям в интернете. Усилия корпораций по этим ограничениям выглядят вполне возможными, особенно если это не будет прямым диктатом государства и если государство не начнет ограничивать все подряд, а корпорации не начнут соревноваться в том, как успешно они эти ограничения внедряют в жизнь. С этим уже сталкивалось образование и вся жизнь страны, и вряд ли это пойдет на пользу образованию и детям.

Многие попытки государства что-то регулировать к нам приходят из Китая, там недавно появились ограничения в области образовательных компаний, а теперь и игр для детей в интернете.

Китайское усилие более конструктивно, потому что оно сосредотачивается на одном виде контента, который, по мнению китайского правительства, наиболее вреден. Дети погружаются в игры, в том числе игры со взаимодействием в интернете, групповые игры; вот как раз эти игры правительство собирается ограничивать, а корпорации уже начали ограничивать их по своей инициативе, даже во вред своей капитализации. Мероприятие под названием «хартия» или «альянс» сейчас выглядит более расплывчато, чем в Китае. В Китае сказали: час в день по пятницам, субботам и воскресеньям – и все, больше играть не будут. А здесь принцип: «Ну вообще, чтобы было хорошо, чтобы плохого не было, а хорошего было бы побольше». Это можно только приветствовать, если бы не те попутные обстоятельства, о которых я уже упомянул.

Есть еще история про телевизор, ей уже 70 лет.

Многие идеи о вредности интернета даже более верны в отношении телевидения. В том смысле, что в телевизоре есть ограниченная система каналов, по которым можно «скакать».

Даже если система каналов неограниченная, все равно она выдается корпорациями, а не социальными группами людей. Именно корпорации несут ответственность за то, что идет по каналам. Там много всякого мусора и сильно сокращен выбор ребенка. Но важно, что, даже выбрав что-то, ребенок и вообще человек переходит к пассивному восприятию информации, а от этого очень далеко и до продуктивной, творческой деятельности, и до эффективного, результативного образования, именно на такой деятельности построенного. При этом цифровые технологии дают для такой деятельности и такого образования огромные возможности, об этом я недавно писал в «Коммерсанте».

Примечательно, что в разговорах о хартии говорится об интернете, а вот медиапродукция, телевизионные каналы – как будто бы их не существует.

Говорят, что молодое поколение мало смотрит телевизор, но не так уж и мало. Большое количество детей «зависает» на просмотре, родители часто на это не реагируют.

Об этом стоило бы поговорить. Симптоматично, что телевидение осталось вне этого альянса, а речь идет только об интернет-контенте.



Новости





























































Поделиться