6 декабря депутаты Государственной Думы приняли во втором и третьем чтениях закон о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса. Документ запрещает пользоваться гаджетами во время уроков, за исключением экстренных случаев, связанных с угрозой жизни или здоровью.
Также в школы возвращен урок труда как обязательный предмет.
«Трудовое воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса. Если с детства ребенку прививать трудолюбие, то в будущем у него все будет хорошо», – подчеркнул в своем канале в Telegram Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. По его словам, «родители и учителя просили поддержать эту норму», поскольку «принятое решение повысит качество образования наших детей».
Мы попросили прокомментировать нововведения наших экспертов.
Вопрос использования мобильных телефонов оказался серьезным и для детей, и для родителей, и для всего общества, став вызовом для всего образования.
И в этом вопросе есть много разных аспектов. Начнем с того, что речь об этих запретах идет давно.
Причины понятны: это мешает учителям, детей отвлекает от уроков, а на переменах вместо того, чтобы двигаться, они смотрят в свои гаджеты.
На первоначальной стадии обсуждения этой проблемы звучали предложения о том, чтобы смартфоны дети оставляли дома, и в то время я категорически выступал против такой меры.
Убежден, что до начала занятий и после их окончания у них обязательно должны быть мобильники для прямой связи с семьей. Вспомните, как до появления этого чуда техники родители волновались за детей, которые после школы шли или ехали заниматься в кружках или гулять с друзьями. А современные родители, привыкшие быть на связи со своими детьми 24 часа, будут переживать еще больше. Так что здесь все однозначно: смартфоны в школу дети должны брать. А вот использование гаджетов в школе – это вопрос сложный и многогранный, и актуален он не только для России, но для других стран. Решается он везде по-разному: где-то разрешают пользоваться телефонами на уроках, где-то запрещают. Напомню, что нынешний президент Франции Эммануэль Макрон шел на выборы с обещанием запретить в школах мобильные телефоны. И выполнил это обещание. Во многих школах Великобритании школьникам тоже нельзя пользоваться гаджетами.
В то же время благодаря наличию телефонов детям удавалось зафиксировать опасные или оскорбительные действия со стороны учителей. Кроме того, подростки снимали на видео сцены буллинга.
Однако и здесь есть другая сторона – ради записи на смартфон и дальнейшего распространения в соцсетях специально провоцируют учителей, специально устраивают травлю более слабых ребят.
Не следует забывать и о том, что электронные носители – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Все московские школы оснащены электронными досками, которые связаны с личным гаджетом ребенка. Или с планшетом, который содержит только учебные материалы (такие технические средства есть очень пока мало где).
Когда-то лидер одной из крупных госкорпораций демонстрировал президенту такие специальные школьные планшеты, обещая их массовое производство, но эти планы, увы, так и не осуществились. Видимо, это сложнее, чем просто запрещать.
Давайте по мере цифровизации учебного процесса обеспечим школьников специальными электронными средствами, которые ни в коей мере не заменят учителя, но будут необходимы для быстрого тестирования детей или для изучения теории вероятностей и статистики в курсе математики, где изучаются большие данные. И если вы запрещаете смартфоны, дайте им альтернативу.
Мы говорим о практикоориентированности школьного образования, а это означает, что ребенка надо подготовить к будущей жизни, где он будет использовать компьютеры, строить там таблицы и диаграммы, а вовсе не рисовать их карандашом в тетрадке.
Тот факт, что Госдума принимает специальный закон о запрете гаджетов в школе – это популизм.
У школы есть своя автономия, свои полномочия и право принимать самостоятельные решения.
И этот вопрос тоже должна решать школа, решать по-разному, в зависимости от имеющихся условий. Скорее всего, так и будет –школа сама по себе, а закон – сам по себе.
Потому что реализовать его на практике невозможно: представьте, в Москве большие школы, в среднем по 2000 детей, и все они должны сдать смартфоны при входе в школу. Спрашивается, куда и кому? Кто проконтролирует их сохранность, а это, между прочим, материальная ценность.
По роду своей депутатской деятельности мне часто приходится участвовать в совещаниях, где на входе надо сдавать смартфоны. Должен сказать, что это целый процесс. Или вспомним, как в театре сдают верхнюю одежду или получают ее после просмотра – это занимает много времени.
А теперь представьте, что будет твориться в школе перед уроками, когда дети выстраиваются в очередь сначала для того, чтобы сдать смартфоны, а потом для того, чтобы их получить.
Подобный опыт есть в разных школах разных стран, но это очень сложная организация. И чем больше школа, тем больше сложностей. А если дети вообще будут ходить в школы без телефонов, то родители опомнятся и потребуют отказаться от этой идеи, потому что будут беспокоиться за своих детей, оставшихся без связи. А если смартфоны остаются у детей, но просто ими запрещено пользоваться, то в такой ситуации мы живем и сейчас, и новый закон ничего не меняет.
Конечно, если на уроке интересно, а учитель умеет держать внимание и дисциплину, никто из детей не будет пользоваться телефонами. Но не все педагоги умеют это делать. Поэтому я понимаю все аргументы сторонников таких запретов, но, во-первых, такие решения надо спускать на уровень школы, во-вторых, создавать гораздо более гибкую систему.