Пост#1 // Колонка

Нужен ли нам «берег турецкий» и «Африка»


Нужен ли нам «берег турецкий» и «Африка»
Фото: fotokto.ru

«Этот пост адресован коллегам-историкам (учителям, директорам, ученым) и вызван дискуссией о содержании всеобщей истории. Например, диалогом Петра Мазаева и А.О. Чубарьяна несколько недель назад.

Считается, что курс истории России должен занимать не менее 2/3 общего объёма материала и часов, отведённых на изучение предмета «История». На самом деле сейчас не так, потому что соотношение часов «43:23» только на первый взгляд «2:1». Есть ведь еще 5-й класс, и всего получается (при базовом двухчасовом курсе) – 258 часов отечественная и 204 часа всеобщая.

Чтобы выдержать соотношение 2:1, необходимо уменьшить долю всеобщей истории в 7–11-м классе до 12 часов в неделю (тогда вместе с 66 часами в 5-м классе он составит 146 часов, а отечественной – 316).

Очень многие учителя на практике так и делают, только вслух об этом не говорят. Но 12 часов в год (или шестинедельный модуль) – это, конечно, не отдельный курс.

Когда в 2019 году прошло публичное обсуждение проекта ФГОС, среди историков самой острой проблемой был вопрос о всеобщей истории, ему был посвящен каждый третий комментарий. Больше всего положительных оценок тогда собрало предложение либо существенно сократить объем этого курса, либо вообще его ликвидировать.

Справочно. «В старые времена» было не так: учебные планы предусматривали не 462, а почти 600 часов на наш предмет в 4–10-м классе, а всеобщая история составляла 52% учебного времени. Во времена «исторического материализма» именно на материале всемирной истории происходило знакомство с марксистской теорией. Тогда место всемирной истории в дидактической модели было ясно определено: на материале всемирной истории отрабатывается понимание общей теории, а дальше происходит «перенос» на отечественную историю.

После того как в 90-е годы прошла деидеологизация школьного образования, «марксизм» из школьного курса стал постепенно уходить. Вместе с этим стало непонятно, зачем нужен курс всеобщей истории: «для общего развития и кругозора»? «для понимания общих закономерностей» (тогда каких)? «для развития любознательности»? Так или иначе, но объем всемирной истории сократился в 1,5 раза: многие помнят, например, что раньше весь 6-й класс был посвящен всеобщей истории.

Можно было бы сказать, что всемирная история нужна для того, чтобы с ее помощью понять всемирно-исторический подход на основе других теорий (не сошелся ведь свет клином на марксизме), но мы сейчас вообще отказались от использования теорий в школьном курсе.

Поэтому на самом деле мы стоим перед выбором:
  • интегрировать материал отечественной и всеобщей истории. Совсем недавно об этом говорил Александр Морозов;
  • сохранить курс всеобщей истории, но тогда определить, для какой цели мы это сделали»..

Youtube

Другие статьи автора

Цифровая аттестация – еще один шаг к успеху московского образования

Рассуждая о новой стратегии развития столичного образования, говорим пока лишь об общих подходах. Главное их достоинство, с моей точки зрения, в том, что они направлены на максимально бережное и эффективное отношение к использованию времени детей.

Стремление определить объективные механизмы работы директора можно только приветствовать

В столице уже несколько лет работает очень перспективная модель аттестации директоров, которая строится на принципах открытости, публичности и профессиональной оценке компетенций.

Новости





























































Поделиться

Youtube