Нам, педагогам, в пользование дан большой, но безвозвратный ресурс – время, и мы должны относиться к нему очень обдуманно. Время детства вообще самое дорогое время. Такие организационные решения, как ПОТОК и РОСТ, дают нам возможность правильно использовать этот ресурс. Они позволят уйти от ненужного дублирования курсов, сэкономить время ученика, оптимизировать его учебную нагрузку – как в школе, так и вне школы, сделать оценку более объемной и персонифицированной, а от ненужных оценок вообще уйти.
Важную роль в системе управления занимает создание межрайонных советов директоров. Акцент делается на том, что управление образованием переносится ближе к территориям школ. Между школами выстраиваются тесные содержательные связи, позволяющие формировать сетевое взаимодействие. В этом есть большой управленческий смысл, как мне кажется: это позволит оценить ресурсы школы, уйти от дублирования и грамотно использовать кооперацию школ между собой.
Мы, к сожалению, мало говорим о том, что успехи московского образования за последние годы в значительной степени определяются тем, что учителя освобождаются от ненужной бумажной отчетности. То, от чего страдают регионы, в Москве сведено к минимуму – у учителя очень мало документов, которые необходимо сдать в обязательном порядке, и делается это в начале года (планирование и т.д.).
Все остальное происходит в штатном режиме: заполняется журнал, выставляются оценки, после чего каждый живет своей собственной жизнью, никаких специальных отчетов педагог сдавать не должен. Так, как это организовано сейчас в Москве, уже освобождает работу учителя и сосредотачивает его на работе с детьми. Это – важный залог успеха московского образования.
Цифровая аттестация – следующий шаг в этом направлении. Не новая мера, но продолжение работы, которая уже идет – освобождение учителя от бумажной отчетности. Организовать аттестацию преподавателей надо так, чтобы им не нужно было писать отчеты о проделанной работе – «цифровые следы» образовательной деятельности (результаты ЕГЭ, олимпиад, конференций, его организованные походы, поездки и др.) накапливались бы без усилий педагогов. Это позволит нам проводить аттестацию без ненужной нервотрепки. Мы будем смотреть не на то, как отчитался учитель, но как работал в межотчетный период. На самом деле это тоже путь к экономии времени, только теперь экономии времени учителя.