Персона // Новость

​Видеть – Предвидеть – Действовать: миры вероятностного прогнозирования профессора Иосифа Фейгенберга в медицине, биологии, психологии и педагогике

К 100-летию со дня рождения.

​Видеть – Предвидеть – Действовать: миры вероятностного прогнозирования  профессора Иосифа Фейгенберга в медицине, биологии, психологии и педагогике
Фото: tovievich.ru

Существуют люди, которые своими идеями и делами меняют научную картину мира. Именно к числу таких людей относится психофизиолог, популяризатор науки и педагог профессор Иосиф Фейгенберг.

С его именем неразрывно связана концепция вероятностного прогнозирования, раскрывающая роль предвидения будущего в целенаправленном поведении человека и животных.

Идея И. М. Фейгенберга о построении вероятностной модели будущего как неотъемлемой черте любой целенаправленной активности родилась в самом начале шестидесятых годов. Её поддержали создатель неклассической физиологии активности Николай Бернштейн и основатель отечественной школы нейропсихологии Александр Лурия. Идеи Николая Бернштейна о модели потребного будущего и Иосифа Фейгенберга о вероятностном прогнозировании стали символом перехода от картины мира, в которой человек представляет собой марионетку, управляемую сигналами из внешней среды, к картине мира, в которой человек сам строит свое будущее в широком круге неопределенных ситуаций, ставит задачи и несет ответственность за принятые решения.

В настоящее время идеи физиологии активности и вероятностного прогнозирования все более определяют судьбу наук о жизни, таких как биология, психология и педагогика.

Именно благодаря концепции вероятностного прогнозирования Иосифа Фейгенберга в поле внимания исследователей оказались ранее не звучавшие вопросы и задачи. Какие вероятности работают в психологии? Насколько идеи Нильса Бора о принципе дополнительности и неразрывности наблюдателя и наблюдаемого приводят к трансформации идеала рациональности в классических науках? Как меняется стратегия вероятностного прогнозирования при играх с природой и играх с человеком? Как связаны вероятностный прогноз и избыточность языка в условиях синхронного перевода? Что стоит за парадоксом отсутствия иллюзии установки при шизофрении, почему в этом случае мир воспринимается более адекватно?

Попытка перечислить круг проблем, поднятых в контексте вероятностного прогнозирования, сродни попыткам объять необъятное.

Все эти вопросы, а также реконструкция интеллектуальной сети профессора Иосифа Фейгенберга, будут обсуждаться на очередном семинаре Школы антропологии будущего 15 декабря 2022 года (19:00-21:00), приуроченном к столетию со дня рождения Иосифа Фейгенберга.

Модераторы: профессор Александр Асмолов и профессор Мария Фаликман.

В семинаре примут участие коллеги, ученики и соратники Иосифа Фейгенберга: проф. Вячеслав Иванников (МГУ), проф. Виктор Гульдан (Центральная клиническая психиатрическая больница), проф. Майкл Коул (Калифорнийский университет Сан-Диего, США), проф. Нина Корж (Институт психологии РАН), проф. Марк Латаш (Университет штата Пенсильвания, США), проф. Алексей Осницкий (Психологический институт РАО), доктор Лея Лаврик (Академический колледж, Израиль), доктор Григорий Асмолов (Королевский колледж Лондона, Великобритания), доктор Ирина Сироткина и др.

Семинар пройдёт в онлайн-формате на платформе Zoom, здесь ссылка для подключение.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube