В конце каждого года все мы подводим итоги и строим планы на следующий год, а под бой курантов принято загадывать желания. Мы спросили наших экспертов, какие главные события в образовании произошли в 2022 году, что вызвало их интерес или опасения, а что вселило надежды. Каким им видится предстоящий год, чего они от него ожидают? И какое желание они загадают под звон бокалов?
Мнения получились очень разными, среди наших экспертов оказались и оптимисты, не теряющие надежды вопреки всему, и пессимисты, что, наверное, закономерно в нынешних обстоятельствах. Давайте задумаемся вместе с ними и загадаем, чтобы мечты исполнились, а все плохое осталось в прошлом.
Расцвет дистанта и уход из PISA
– Этот год в принципе прошёл для системы образования достаточно спокойно и нормально. Школа и школьники, учителя приходили в себя после пандемии коронавируса и опять перестраивались на очный режим. Но при этом у них остался опыт работы и в онлайне. И потерять этот опыт, уж если говорить о будущем, было бы крайне нерационально, поскольку он позволяет развивать цифровую среду школы, домохозяйств и соответственно делать процесс преподавания более удобным время от времени и для учителей, и для учащихся. И как только теперь возникает проблема с очным посещением (как этой зимой из-за эпидемии гриппа), переход школ в дистанционный формат уже не представляется таким сложным.
Негативный фактор заключается в том, что в результате происходящих внешних изменений российскую систему школьного образования отключили от международных исследований качества образования (PISA в частности), и, соответственно, мы можем потерять этот опыт сравнительного анализа с другими странами по качеству образования. Тем более что у нас в Национальном проекте образования поставлена цель войти в десятку стран-лидеров по общему образованию. И здесь возникает вопрос, как мы будем мерить своё вхождение в этот пул лидеров по общему образованию. Да, у нас есть российское исследование по заданиям, разработанным на основе PISA, то есть идет своеобразное импортозамещение. Однако полученные нами результаты могут не признаваться международным сообществом. Соответственно, мы уже в каком-то смысле оказываемся предоставленными сами себе.
Дополнительное образование: сертификаты не решили проблемы
В системе дополнительного образования детей стали повсеместно использоваться персонифицированные сертификаты, и можно уже говорить об эффективности их применения. Основной вывод заключается в том, что эти сертификаты не очень повлияли на развитие частного сектора в системе дополнительного образования детей. И те дефициты, которые были по предоставлению дополнительного образования детям, не преодолены, хотя сейчас по охвату детей ДОД мы вернулись на допандемийный уровень. Но при этом повысилась платность в этой сфере. То есть тот уровень наполнения сертификата, который сейчас действует во многих регионах, недостаточен для покрытия затрат организаций ДОД, и требуется доплата от родителей. Следовательно, для ребят из малообеспеченных семей не расширяется доступ к качественному дополнительному образованию. Вот эти вопросы опять же мы потянем в следующий год, и это надо будет и дальше рассматривать, и стараться сделать так, чтобы дополнительное образование, которое служит индивидуализации, развитию творческих способностей, оздоровлению детей, приобщению к спорту, активно развивалось. Кроме того, надо увеличивать долю детей, подростков, приобщаемых к научно-техническому творчеству, а для этого у них должна быть уверенность в том, что их занятия в этой области послужат базой для получения будущей профессии. Если же эти усилия не подкрепляются экономически, то есть наличием рабочих мест в соответствующих отраслях, то молодые люди переключаются на другие, менее важные для страны направления.
Колледжи успешно конкурируют с вузами
Что касается системы среднего профобразования, то здесь основное внимание было привлечено к развитию профессионалитета, но пока говорить о том, что он заработал в полную силу и реализовал те возможности, которые в него закладывались, мы ещё не можем.
Но совершенно точно можно утверждать, что сфера среднего профобразования интенсивно развивается и успешно конкурирует с вузами.
Теперь мы имеем сложившуюся траекторию для значительной части выпускников 9-го класса школа – переход в СПО. Это обеспечивает достаточно ранний выход молодёжи на рынок труда, а в условиях нехватки трудовых ресурсов в стране это важно для экономического развития.
На инженерные специальности идут троечники
Что касается системы высшего образования, то там можно выделить противоречивые тенденции. С одной стороны, все меньше выпускников школ выбирают ЕГЭ по физике и профильной математике, с другой, растет приём в технические вузы, но в основном на специальности, связанные с информационными технологиями, а собственно инженерные специальности пока не пользуются повышенным спросом, несмотря на то что на них выделяется все больше бюджетных мест. Пока это привело только к притоку в региональные вузы абитуриентов с весьма невысоким средним баллом ЕГЭ, и от преподавателей требуются большие усилия для реализации современных программ в сфере инженерно-технического образования.
Отказ от Болонской системы оказался достаточно ограниченным
Провозглашенный полный отказ от Болонской системы, как выяснилось, оказался невыгодным по той простой причине, что мы заинтересованы в притоке в Россию иностранных студентов, их сейчас у нас больше 350 тысяч, и утрачивать свои позиции на мировом рынке образования равносильно утрате мягкой силы, то есть влияния на те страны, откуда приезжает к нам молодёжь. Выбор определяется во многом гибкими траекториями, когда молодой человек может обучиться у нас в бакалавриате, потом поступить в магистратуру другого вуза, в том числе зарубежного, или, наоборот, закончить где-то бакалавриат и приехать к нам в магистратуру.
Поэтому отказ от Болонской системы оказался в целом достаточно ограниченным. Мы будем продолжать это разделение на бакалавриат и магистратуру, с одной стороны. С другой стороны, увеличится приём на специалитет по инженерно-техническим направлениям подготовки, но не очень сильно – с нынешних 15% до 20–25% максимум, а больше нерационально.
Я думаю, что скорее будет развиваться так называемая интегрированная магистратура, то есть шесть лет обучения с самого начала по одной специальности. И здесь мы будем выстраивать тот технологический задел кадрового потенциала, про который имеет смысл говорить.
Что нас ждет завтра?
Накопление опыта дистанционного образования в школах, дополнительном образовании, колледжах, вузах будет порождать стереоскопичность системы образования, рост ее ресурсов и возможностей. Ее деятельность станет все более многосторонней.
Что касается финансирования, то, по всей видимости, в 2023 году будут возникать дефициты региональных и муниципальных бюджетов, несущих основные затраты на содержание детских садов, школ, колледжей. Поскольку доходы семей сокращаются последние 10 лет, то развивать внебюджетную деятельность системе образования будет всё труднее.
Заместить нехватку средств во многом можно только с помощью федерального бюджета, который, однако, в 2023 году станет дефицитным, и его возможности сократятся. Поэтому, скорее всего, в системе образования постепенно начнётся финансовое сжатие.
Так, в высшем образовании контрольные цифры приёма будут по-прежнему расти по дорогим техническим специальностям, но реализовываться они, скорее всего, будут в вузах так называемых дешёвых регионов, где норматив финансирования меньше по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом и так далее. Зарплата учителей, скорее всего, останется на уровне средней по региону и даже немного подрастет за счет индексации, но высокая инфляция будет снижать ее реальный уровень.
А пожелание у меня такое: пусть в новом году дети учатся, а взрослые учат! Образование – очень полезная вещь во все времена, познавая новое, мы готовимся к будущему!