Экспертное мнение // Статья

Активное образование = самообучение + коммуникация


Активное образование = самообучение + коммуникация
Фото: theepochtimes.com

Разделяю отношение Михаила Мишустина к терминологии системы образования. Он усомнился в оправданности традиции называть образование «средним», но мне и смежные названия не нравятся, хотя «среднее», действительно, самое диссонирующее связными смыслами.

Образование на протяжении веков рассматривалось как некий подготовительный этап детского и юношеского возраста к взрослой жизни, работе. И названия этапов образования остаются в логике лестницы подъема к вершинам «образованности».

Сейчас очевидна необходимость образования как неотъемлемой составляющей всех этапов жизни, хотя детство неизбежно имеет отличительные особенности.

Образование становится иным – по целям, содержанию и направленности. Институты образования должны меняться, но происходит это с большим трудом: система большая, инерционная, о целях и результатах образования идут ожесточенные дискуссии – слишком многозначны и разноценны.

Ранее я уже публиковал предложения о реструктуризации системы образования. Принципиально иным это видение не стало, но некоторые аспекты видятся под новым углом.

Образование в детстве должно сформировать базис, на котором стоит культура общества и остальные образовательные институты.

Помимо тех знаниевых и поведенческих моделей, которые определяют культуру общества, необходимо внести в нее культуру активного учения в противовес устоявшейся веками пассивной модели. Под пассивной моделью учения понимается слепое следование образовательной программе, проводимой педагогами как обладающими сакральным знанием.

Активное поведение подразумевает навык выявления своих собственных образовательных потребностей. Опираясь на знание себя, своих сильных и слабых сторон, предпочтений, формируется инструментарий личной активности пригодный для согласования с образовательными институтами образовательный запрос. И тогда педагоги будут не за ученика решать, что и как ему учить, а подбирать программу в соответствии с заявленным образовательным запросом.

Без способности активно позиционировать себя в образовательном пространстве сложно представить себе образование на протяжении всей жизни и успешную адаптацию к быстрым и непредсказуемым изменениям.

Способность формулировать внятный образовательный запрос – новый запрос на образовательный навык. О нем говорят, отлаживают условия его поддержки и развития, но он пока не стал базовым и принятым как культурный инвариант образования. Более того, официальная риторика, поддерживая истерику некоторых консервативных представителей общества, вернулась к единым шаблонам, инструментам и требованиям. В этом есть только один позитивный признак – признак агонии старой пассивной модели. Агонию надо переждать, но не забыть вовремя «слезть с дохлой лошади».

А пока гибкости и вариативности в образовании ставят заслон неприятия, надо спокойно и вдумчиво готовить новую инфраструктуру. Нужен цифровой образовательный профиль, на который, как на спектральный стержень, будут нанизываться все и разные достижения, подтвержденные образовательные квалификации. Он полезен в любой современной логике, в том числе для пассивного прохождения единой программы. А пространство гибких возможностей учета/мониторинга в режиме индивидуальных образовательных траекторий без него представить просто невозможно.

В этой логике и идя навстречу пожеланию Мишустина, я бы назвал уровни «базового» образования (вместо «среднего») по возрастам и смыслам так:

  • до 10 лет – «функциональный» этап,
  • до 12–13 лет – «ознакомительный» этап,
  • до 14–15 лет – «нормативный» этап,
  • до 17–18 лет – «активный» или, на английский манер, «агентский» этап.

На начальном этапе главная задача – освоить ключевые функции успешного ученика. Потом, опираясь на освоенные функции и догоняя освоение упущенных, идет первичное знакомство с разными сферами знания и практиками учения. На следующем этапе развития происходит освоение нормативного базиса всех наук – предусмотренных государственными нормативами.

Последний этап в этом списке принципиально отличается от предыдущих, про которые справедливо можно сказать, что речь только о смене названия. Можно пытаться спорить, обращая внимание на нюансы, но по сути отличия минимальны.

На последнем этапе, опираясь на знание нормативного базиса и себя, ученик должен освоить начальные навыки активного образования – проб себя в разных сферах и выбора первого профиля для своей деловой карьеры.

Активное образование подразумевает навыки самообразования и самоорганизации в поиске важных для себя коммуникаций и в предъявлении освоенных знаний и навыков.

Статус завершения базового образования и набор квалификаций/зачетов для следующих уровней происходит по факту заполнения образовательного профиля. Дальнейшие этапы образования едины для всех и различаются на «профильное» как образовательная база для группы деловых направлений, «деловое» как ориентированное на конкретные навыки, востребованные на рынке труда (подготовка), «исследовательское» как ориентированное на научную деятельность.

Все три вида образования могут быть использованы неоднократно и в разном сочетании на протяжении всей жизни.

Финансирование всех видов образования я вижу как ежегодные сертификаты федерального уровня (чтобы не зависеть от региона) и образовательные займы, погашаемые полностью или частично дополнительными сертификатами в случае подтверждения полученной квалификации. На разные квалификации могут быть разные размеры погашения, в зависимости от значимости их для государства или иных заказчиков. Я вижу размерность сертификатов в учебных часах, стоимость которых может регулироваться централизовано профильным ведомством или правительством.

Профильное образование я вижу как самостоятельную часть младших курсов многих вузов, которые должны стать самостоятельным юридическим лицом и строиться как описанный выше этап «активного» образования в школе. В эту логику впишутся теоретические модули некоторых колледжей. Наличие профильных школ позволит колледжам вынести теорию туда, чтобы сконцентрироваться на прикладных аспектах и выступать в качество организации «делового» образования и зоны профессиональной коммуникации с ведущими специалистами (об этом ниже).

Для профильного образования необходимо обеспечить полный комплект открытых цифровых курсов.

Никаких сроков для защиты освоенных квалификаций нет: по мере наполнения профиля. Наверняка будет спрос на образовательные услуги (их существование возможно, независимо от названия в законе) в помощь тем, кто не готов сам строить свою образовательную траекторию. Продукт таких образовательных организаций – индивидуальная образовательная программа и «пастухи» (пардон, административное обеспечение индивидуальных программ): кому-то достаточно помощи в проектировании программы, кому-то лучше полный комплект.

Отдаленным прототипом таких профильных школ можно считать Яндекс-лицей (по сильно зауженному навыку программирования). Никто не обещает ученикам найм в Яндекс, открыто декларируется полная свобода выпускников, а по факту они потом приходят в разные коллективы, имея полученный в лицее базис. Аналогично крупные корпорации самостоятельно или в кооперации с аналогичными корпорациями могут патронировать профильные школы, выпускники которых будут пополнять следующие по уровню образовательные организации или вакансии по профилям корпоративных патронов.

Деловое образование, или точнее подготовка, – это разного уровня образовательные организации, имеющие явно декларируемый образовательный профиль на входе и совокупность профилей на выходе, востребованных на рынке труда. В идеале, с гарантией трудоустройства. Это могут быть организации, ориентированные на «рабочие» вакансии, могут быть на «инженерные», «сервисные»... Деловое образование (подготовка) не может быть на длинных циклах, потому что сегодня требования меняются слишком динамично. Если будет вера квалификациям, предъявляемым на основе профильного образования, достаточно 1–2 года. Такие горизонты планирования программ пока достаточно неплохо просматриваются на рынке труда. Должна быть нормативная возможность динамично вносить изменения в программы при изменении желаемой конфигурации профиля выпускника со стороны рынка. Главный критерий успешности организаций этого типа – востребованность выпускников.

Для научной деятельности должна быть иная логика образования, направленная на познание мира, а не на ликвидность своих трудовых навыков.

Университет в предлагаемой типизации может вернуться к своим истокам – развитие науки и популяризация знаний. Переименованные в университеты профильные вузы, в зависимости от уровня решаемых задач, могут диверсифицироваться в профильные школы и центры делового образования разной направленности. Это не мешает им вести научную работу, но центрами координации научной работы логичнее рассматривать университеты, когда из них вычленят структуры профильного обучения, а высвободившиеся аудиторные ресурсы станут использовать как площадки просвещения и научной коммуникации.

Образование – это коммуникация на самостоятельно освоенной основе

Важнейшим направлением деятельности государства в сфере образования должно быть формирование цифрового образовательного профиля. Профиль должен быть живым и постоянно обновляться по мере появления новых направлений обучения. Для облегчения задач его формирования можно строить отдельно цифровой профиль базового образования и отдельно для разных профилей на этапе профильного образования. Вероятно, нет необходимости создания единого образовательного профиля для всех – время покажет.

Заполнение профиля должно происходить независимо от образовательных организаций по стандартным испытательным процедурам в логике следующего этапа развития технологий ГИА/ЕГЭ, по итогам которых получившим квалификацию могут выделяться поощрительные образовательные сертификаты. А сам этап ГИА/ЕГЭ, тем более ВПР, таким образом исчезает, растворяется в общем потоке квалификации всех позиций образовательного профиля. Ученики на семейном образовании и на самообразовании в этой логике отличаются от школьников только фактом непосещения школ. По сути применяемой здесь терминологии, они изначально развиваются в логике активного образования под ответственность своих родителей, предусмотренной законами России.

Попутно, одна мысль о насыщении рынка цифровыми образовательными ресурсами по всем направлениям профиля как важная смежная задача. Модерацию образовательных ресурсов надо менять с принятой сейчас весьма жесткой модели премодерации на более адекватную для гибкой цифровой среды постмодерацию: самоцензура под угрозой административных последствий намного эффективнее, а коррективы при выявлении ошибок несопоставимо динамичнее.

Функции Рособрнадзора для новой ситуации требуют радикального пересмотра – переноса акцентов контроля на органы власти (соблюдение уровня полномочий) и на функционирование независимых тестовых центров, наполняющих образовательный профиль квалифицируемых. Если подкрепить реструктуризацию системы образования разделением образовательных организаций по функциональному принципу на обучающие и обеспечивающие процесс учения, этот пересмотр стал бы более цельным и значимым.

На новом этапе развития образования должна быть изжита дискуссия о роли учителя и робота в образовании.

Различие обучения и образования должно стать всем очевидно. Образование – это продукт коммуникации с уважаемыми специалистами. Право на такую коммуникацию надо заслужить самообучением, освоением того, что открыто и доступно, на создание чего затрачены обществом значительные усилия в лице методистов и большой группы иных специалистов. Задача базового образования – научиться самообучению, самоорганизации и вхождению в содержательную коммуникацию.

Чтобы люди продуктивно учились, нужны постоянно действующие коммуникационные площадки клубного типа в логике просвещения, коллективного обсуждения реальных проблем, хакатонов, творческих лабораторий. Посещая такие площадки, каждый человек сможет почувствовать пульс проблем в разных сферах, спроецировать их на себя, проверить себя в обсуждениях, совместных видах деятельности. Для профильных и деловых организаций образования это обязательная площадка присутствия как шанс делового позиционирования себя в обсуждениях и как точка «питания» (подбора своих абитуриентов). Разновозрастное участие и уважительный стиль обсуждений на таких площадках могут стать значимым мотивирующим фактором для заинтересованной и продуктивной профориентации как взрослых людей, озабоченных диверсификацией своей жизни, так и начинающих, на фазе активного образования школ и даже раньше (насколько хватит смелости вступать в дискуссии со взрослыми).


Youtube

Другие статьи автора

Экзамен как рудимент

Предметом размышлений будет экзамен как инструмент в образовательном процессе. Зачем он? Какому запросу он отвечает? Какому противоречит? Каков он должен быть и должен ли быть вообще?

Новости





























































Поделиться

Youtube