Август – пора послеотпускных педагогических встреч, а «цифра» – новая агрессивная реальность, которая пугает и манит одновременно. Хочу поделиться соображениями, как иначе строить отношения с «цифрой», чтобы агрессии поменьше, а пользы и уверенности побольше. Тема для обсуждения в августе, к которой стоит подготовиться заранее.
Тезис 1. «Цифра» – пласт новых вариантов коммуникации, освоение которых существенно расширяет возможности и эффективность совместной работы.
Тезис 2. Образование – это специальным образом организованная коммуникация для формирования картины мира учеников на основе принятых обществом картин мира.
Отсюда вывод: «цифра» благо для образования, если уметь ею пользоваться.
Но это новый пласт инструментов, поэтому мы еще не научились и не осознали, в каких случаях, какими способами и как лучше что цифровое использовать. Самые умные и продвинутые из специалистов не могут исчерпывающим образом на вопрос об эффективности ответить, но могут показывать успешные варианты. Неуспешные варианты мы сами видим, особенно когда ими тычут в нос, особенно те, кто боится неудач и необходимости осваивать новое и неизвестное.
В такой ситуации есть два крайних варианта стратегии:
– избегать неудач и сомнительных экспериментов, чтобы дождаться руководящих инструкций;
– не бояться неудач, чтобы быстрее выйти на полезные эффекты.
Мой текст для тех, кто осознает неизбежность и готов к экспериментам.
Цифровые технологии полезны и для очных форматов работы, и для дистанционных. Некоторые технологии почти одинаково применимы для обоих форматов. Именно поэтому те школы, где с «цифрой» подружились раньше, легче вошли в работу на карантине.
В дистанционном формате есть два принципиально разных режима работы: онлайн и офлайн.
– Онлайн – когда все одновременно находятся на связи (line – это линия связи).
– Офлайн – когда обмен материалом происходит в удобное каждой стороне время.
(Можно погружаться в тонкости разных сочетаний онлайн/офлайн с синхронно/асинхронно, но это не очень продуктивно для дальнейшего обсуждения. Терминология из периода подключения компьютеров через телефонную сеть с помощью модемов.)
У каждого из этих режимов есть свои преимущества и недостатки.
Преимущество офлайн в том, что мы не зависим друг от друга и можем работать в удобном для себя режиме, не надоедая партнеру по коммуникации. Недостаток офлайн – что мы не можем сказать «давай-давай, не затягивай», глядя в глаза. Согласитесь, стимулировать поторопиться, глядя в глаза, намного эффективнее, чем забрасывая SMS.
Преимущество онлайн в синхронном действии, возможности войти в эмоциональный резонанс, почувствовать совместность действия. Это важно людям и в радости, и в трудностях. Недостаток в том, что при отсутствии резонанса и необходимости работать синхронно быстро наступает эмоциональная усталость, рассеяние внимания. Инструментов удержать внимание, в отличие от очного формата работы, у нас мало, поэтому есть высокий риск утраты контакта по любому правдоподобному поводу, например, ссылаясь на сбои в сети.
Это значит, что для работы в дистанционном формате нужно делать акцент на офлайн-режиме, тщательно готовить эффективность и эмоциональность онлайн-встреч.
Чтобы удерживать рабочий ритм в офлайн, надо изобретать разные нераздражающие формы стимулирования процесса. Можно использовать совместный календарь, короткие онлайн-летучки, обмен готовыми работами между учениками, чтобы они друг друга подгоняли, а не надоедливый учитель, против которого можно объединиться, опираясь на общее для всех раздражение от напоминаний...
Мне могут возразить, что многие органы управления образованием так строят контроль за работой, чтобы даже в дистанционном формате обучения учитель отсиживал свои тарификационные часы перед экраном, а офлайн трудозатраты шли в счет его личного ненормированного времени. Поэтому я и публикую этот текст перед августовскими педсоветами, чтобы администрация школ подумала, как более эффективно строить дистанционные занятия с заботой об учителе и не попасть под репрессии управления. Может, в управлении тоже подумают, как совместить нормативные требования и эффективность учебного процесса.
О бедных конференциях замолвите слово
Отдельную песню спою про надвигающиеся в октябре-ноябре конференции. Именно сейчас, именно перед августовскими встречами есть шанс успеть построить иную стратегию и тактику их проведения.
Я уже не раз писал о том, что даже до карантина многих стали раздражать конференции как не самое эффективное времяпрепровождение. Перенос очных форматов в онлайн-формат сделал их совсем убогими. Но радикально переформатировать традиционные конференции многим не хватает не только духа, но и времени для подготовки. Если начать думать сейчас, можно к августовским встречам набраться духа и объявить о новом экспериментальном формате. Тогда можно к октябрю и тем более к ноябрю успеть. Есть риск «косяков», но «дорогу осилит идущий» и «раньше сядем – раньше выйдем». Зато удача окупится сторицей.
Тезис 1. Ознакомление с содержанием докладов гораздо продуктивнее офлайн, так как нет необходимости жестко удерживать объем и высиживать всем синхронно. Что сразу оказалось неинтересным, можно сбросить или прокрутить скачками. Что-то пропустил, недооценил – можно вернуться и пересмотреть.
Тезис 2. По вопросам, замечаниям, уточнениям, полученным офлайн, можно заранее выделить те материалы, которые вызвали интерес и которые с интересом будут обсуждаться синхронно. А будет это обсуждение очно или онлайн – решают внешние условия и оргкомитет. Зато и пропуск для участия в синхронном обсуждении нужно будет заработать откликами на материалы: кто не отреагировал, тому нет необходимости занимать место – потом посмотрят в записи.
Чтобы это сработало, нужно задолго до начала конференции собрать и разместить доклады в сети. Зато готовить их можно в самых разных цифровых форматах. Задолго – это примерно за месяц. Если синхронный формат конференции намечен на октябрь, то в сентябре они уже должны быть опубликованы. Именно поэтому переформатирование мероприятия логичнее планировать для ноябрьских конференций. Тогда у спикеров остается сентябрь для подготовки цифровых сообщений, а октябрь – всем участникам для ознакомления и реакции. Но и в октябре реально, если спикер понимает риски недостатка времени на реакцию участников и заинтересован опубликовать свой материал побыстрее.
Риски и новые задачи оргкомитета
Риск 1. Некоторые докладчики, особенно именитые, готовы выделить время ради добрых отношений с оргкомитетом и покрасоваться на публике в рамках времени своего доклада или даже пленарной сессии. Но они не всегда готовы подготовить ролик или иной цифровой вариант своего сообщения.
Риск 2. Людям трудно выделить время для просмотра сообщений офлайн в своем рабочем графике. В итоге либо они придут неготовыми к интенсивным форматам, либо вовсе не придут, раз не готовы. Затратить силы и провалить мероприятие оргкомитет не готов. Часто конференция является еще и наукометрической галочкой в отчетности, поэтому риск провала становится еще выше.
Риск 3. На конференциях часто заявляют о себе новые авторы. Когда они в расписании очного мероприятия, их волей-неволей кто-то услышит. Так они реализуют свою цель заявить о себе, постепенно стать «своими» в сообществе специалистов. Офлайн-материал от незнакомых людей лидеры мнений могут не прочитать, отзывов такие материалы могут собрать мало, поэтому на синхронный формат их могут не допустить.
Как уговорить «великих гуру» подготовить свои сообщения в цифровом формате, советовать сложно: у всех свои отношения и аргументы. Самое простое и очевидное – послать к ним специалистов, чтобы они взяли на себя упаковку любого удобного для гуру формата подачи в готовую к публикации «цифру».
Отдельно надо продумать методы напоминания, чтобы стимулировать знакомство участников с офлайн-материалами. Например, все потенциальные участники могут регулярно получать цифровой профиль прочитанного ими и статистический вариант профиля прочитанного/отвеченного другими. Эта забота – новая задача оргкомитета, решение которой будет развиваться.
Реклама новых людей в сообществе специалистов – тоже новая задача. Можно решать ее по-разному. Оргкомитет может взять на себя продвижение новых людей. Можно предусмотреть инструменты рекламного продвижения для самих новичков. Можно предусмотреть бонусные баллы за просмотр материалов новых участников...
Важное и неизбежное следствие предлагаемых изменений – конверсия научных журналов и таких мультимодальных «конференций». Это напоминает этап зарождения смартфонов. За два года до появления iPhone я читал статью, где автор критиковал разные полутелефоны/полукомпьютеры и убедительно утверждал: кто первым найдет оптимальное сочетание качеств сотового телефона и компьютера, тот сорвет куш. За год до появления iPhone на конференции Apple в ответ на вопрос: «Почему вы не выпускаете смартфон?» Джобс изящно ответил: «Мы гордимся не только тем, что выпускаем, но и тем, что не выпускаем».
И журнал, и офлайн-обсуждение таких конференций ничем по сути не отличаются. А выход офлайн-обсуждений в синхронное обсуждение только повышает заинтересованность и эмоциональную отдачу процесса обсуждений. Ограничение участников синхронных форматов только активными участниками делает их более продуктивными, более интересными, более камерными. А будут они очными или онлайн, это уже менее важно, хотя специфику отличий, безусловно, надо учитывать при подготовке.
Журнал ограничен традиционным текстовым форматом («цифра» и/или «бумага»), а офлайн-этап таких конференций ограничен любым цифровым форматом. Но логика подготовки и работы не отличаются. Кроме инерции мышления, такую конверсию сдерживают формальные условия, в том числе наукометрическая отчетность. У журналов одни заботы, у конференций другие. Если бы организаторы науки захотели и подумали о неизбежности пересмотра правил, позволяющих такую конверсию и помогающих разным вузам и научным организациям агрегировать свои интересы в новых объединенных форматах, можно было бы радикально и продуктивно переформатировать научные обсуждения в цифровые формы.
Полагаю, для продуктивной конверсии журналов и офлайн-обсуждений для подготовки синхронных обсуждений потребуются новые платформы, признаваемые и более полезные для анализа и наукометрии. Но на начальном этапе экспериментов вполне пригодны существующие цифровые платформы.
Другими словами, офлайн-режим обсуждения становится постоянным, а синхронные обсуждения более компактными по времени, более адресными, интенсивными и эмоционально насыщенными. Они могут унаследовать от привычных конференций постоянство сроков проведения, а могут стать более ситуативными, по мере созревания потребности в синхронном обсуждении. Синхронно продуктивнее обсуждать принципиальные расхождения и взаимные недопонимания, а также создавать что-то принципиально новое.
Чем сложнее проблема/задача, тем важнее очный формат, а не онлайн. В онлайн полезно вносить регламент времени на тезис, чтобы не возникала узурпация микрофона и была возможность высказать свое соображение каждому. Больше часа онлайн непродуктивен. Очные встречи менее критичны ко времени.
Возвращаясь в школу
Все, что ограничивает важные журналы и конференции наукометрическими формальностями и рисками неготовности сторонних участников, не так критично для школ.
«То, как мы учим, и есть то, чему мы учим». Когда и если сотрудники школы начнут работать совместно в цифровых форматах, осваивая их преимущества и недостатки, они, сами того не замечая, начнут то же самое вносить в свой учебный процесс. Дети это примут гораздо легче и быстрее, чем коллеги.
Единственно, не забывайте про контакты с родителями. Некоторые родители более консервативны, чем учителя. С родителями надо заранее договариваться и все новое согласовывать. Они с радостью примут любые идеи, облегчающие взаимодействие со школой удаленно. Правда, агрессивно будут воспринимать неудобные нововведения. Предварительные согласования радикально снижают агрессию и даже позволяют ее исключить, заранее выйти на такие регламенты, которые всех устраивают.
«Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется».