ИнтерВести // Статья

Школа как архитектурное высказывание


Школа как архитектурное высказывание

Все, что касается образования, в Эстонии занимает важное место в системе общественных и архитектурных приоритетов. Эстония входит в первую пятерку в мировом образовательном рейтинге PISA, а по качеству образования даже обогнала свою северную соседку Финляндию и вышла на лидирующие позиции среди европейских стран.

Неудивительно, что школа, университет, библиотека – среди самых привлекающих внимание зданий в любом эстонском городе. Сейчас в стране строится все больше школ нового поколения – гибридных школ-кластеров, объединяющих в себе учебные корпуса, библиотеки и другие образовательные пространства. Вместе с тем старые школы здесь не сносят, а реконструируют, превращая обветшавшие и морально устаревшие здания в модернизированные школы нового типа. Рассказываем о том, как выглядят и как живут новые и реконструированные школы в столице страны и в маленьких эстонских городах.


Нет, честное слово, в этот раз я не собиралась искать библиотеку. Вообще-то я нежно люблю городские библиотеки и обычно, оказавшись в новом городе, стараюсь их найти. Но сейчас я приехала в маленький город Эльва, чтоб погулять по новому променаду, расположившемуся вдоль озера в центре города. Это новое общественное пространство было номинировано на важную архитектурную премию года, и мне было интересно посмотреть, каким оно получилось. (В скобках – получилось замечательным, хотя это тема для другой статьи.)

Центральная площадь Эльвы

Но – на книгочея и книгохранилище бежит – после прогулки ноги сами вынесли меня к сооружению необычной архитектуры со стеклянной галереей, соединяющей несколько пространств. Уже издали углядев на фасаде знакомое длинное слово Linnaraamatukogu, я поняла, что передо мной – привычно выделяющееся, куда бы ты ни приехал, здание местной библиотеки; но вот сценка, случайно подсмотренная у входа, совсем не была привычной.

К библиотеке подъехала группа велосипедистов – мама и двое детей. Мальчик и девочка достали из рюкзаков книги и направились к зданию. Я сначала подумала, что они идут в библиотеку, и удивилась – сегодня же воскресенье. Но дети подошли не к двери, а к вертикальному ряду похожих на почтоматы ящиков, расположенных у входа. А потом стали закидывать книжки в прорези ящиков. Над ящиками надпись: raamatukapp – «Книжный шкаф».

Книгоматы! Вот что это, оказывается, такое. Как же здорово придумано – сегодня выходной, библиотека закрыта, но читатели могут вернуть книги в любой момент. Завтра библиотекари придут на работу, откроют книгоматы и извлекут оттуда книжный «улов» выходного дня. Всем – удобство и польза. А детям и маме – еще и удовольствие: кто откажется лишний раз прокатиться всем вместе на велосипедах по сосновому парку вдоль красивого озера, а потом отправиться дальше по своим делам?

На фотографии заметно, что новое здание библиотеки совмещено стеклянной галереей со старым зданием школы. Они составляют единое целое, куда входит и спортивный комплекс (он виден на следующей фотографии – черный, с зеркальными вставками по периметру куб, примыкающий к левому крылу здания). Необычное архитектурное решение воплощает в себе новую концепцию школы как мультифункционального образовательного кластера, в котором объединены в единое целое учебные корпуса, библиотека, спортивный комплекс и молодежный центр.

То, что такой большой, многофункциональный, спроектированный с учетом требований эргономики учебный комплекс появился в крохотном городке с населением чуть более пяти тысяч человек, типично для Эстонии. Здесь нет иерархии школ, деления на столичные и провинциальные. Каждое учебное заведение в стране – манифестация важности образования для государства. Таких школьных комплексов становится все больше.

Старейшая новейшая

Еще один вариант реновации – когда дополнительный корпус не пристраивается к уже существующему, а старое и современное здания школы интегрируются в единый образовательный комплекс нового поколения.

Образец такой интеграции – таллинская гимназия Густава Адольфа, муниципальная государственная образовательная школа. Школу основал шведский король Густав Адольф в 1631 году (Эстония тогда входила в состав Швеции), она считается старейшей в стране. Несколько лет назад школе был передан новый корпус, полностью отремонтированный.

Новый корпус таллинской гимназии Густава Адольфа

Крыша здания – смотровая площадка, с которой открывается живописный вид на город. Там есть места для отдыха и учебы, а еще телескоп и приборы для погодных наблюдений. Внутри школы созданы все условия для поддержания активного образа жизни детей: дорожки для прогулок, площадки для игр и лазания. В центре здания расположен атриум со ступенями, на которых можно и отдыхать, и учиться, и проводить мероприятия. Вместо библиотеки по всей школе расставлены полки с книгами, которыми могут пользоваться все желающие.

Денис, преподаватель английского языка, рассказывает о своих впечатлениях от первого года работы в школе: «Когда я пришел сюда первый раз, для меня это был шок, потому что я никогда не видел школ, которые бы выглядели, как в каком-нибудь американском городе. Здесь все продумано до мелочей. Ученикам здесь очень удобно, учителям – очень приятно.

Наверняка вы знаете такой метод преподавания, как говорящие стены. Так вот, в этом здании говорит все, начиная от столбов и стен. Говорящие потолки, двери, все очень информативно.

Например, когда вы будете здесь прогуливаться, вы можете увидеть, что в коридорах очень много информации об истории школы. Расписаны даты, имена ученых, которые посвятили свою жизнь Эстонии и этой школе. Даже в туалетах написаны математические формулы и какие-нибудь правила грамматики для учеников. Если кто-то что-то забыл, можно без проблем отпроситься выйти и списать...

На лестнице на пролетах ступеней – таблица умножения. А на полу – следы зверей, которые ведут к стене. На ней изображено животное, которому принадлежат эти следы. Таким образом дети могут даже знания по зоологии получить, просто гуляя по коридору».

Здесь все создано для того, чтобы учителя и ученики смогли отдохнуть. В школе есть маленькие отдельные комнаты отдыха, третий и четвертый этажи связывает лестница-лазалка, по которой можно и подняться по ступенькам, и полазить.

Между уроками – ежедневная часовая перемена; полчаса дети обедают, а другие полчаса проводят во дворе. В любую погоду ученики должны находиться на улице. Зимой здесь открывается каток, на котором могут кататься учителя и ученики. Коньки можно принести свои из дому, а можно взять в школе напрокат, бесплатно. Летом во дворе можно играть в баскетбол, футбол или просто бегать.

У учителя в классе есть возможность выбрать одну из трех досок для работы – меловую доску, доску, на которой пишут маркером, и интерактивную доску.

В школе есть поварской класс, полностью оборудованный, где детей учат готовить. Готовить, кстати, учатся и девочки, и мальчики. Есть технологический класс с профессиональными станками для работы с деревом. Детей обучают практическим навыкам, которые им понадобятся в будущем, например работе с инструментами. Час в день, с восьми до девяти, у учеников 1–3-х классов есть так называемое свободное время, или полезное время – в этот час они могут пойти в игровую комнату, поиграть в настольные игры, сделать домашнюю работу или перекусить.

В классах нестандартное решение столов – здесь нет рядов парт, вместо них – круглые или полукруглые столы. Такое решение помогает избежать деления детей на отличников, сидящих за первыми партами, и двоечников «на камчатке», а еще способствует вовлечению всех учеников в групповые и проектные работы.

Так живет таллинская гимназия Густава Адольфа, одно из самых сильных и известных учебных заведений в Эстонии. А как обстоят дела в рядовых школах за пределами Таллина?

Давайте посмотрим. Ниже – краткая фотогалерея: как выглядят обычные школы в нестоличных городах и поселках Эстонии.

Гимназия. Город Пылва, население – 5 тысяч человек

Здание с приближенным к нулю энергопотреблением спроектировано так,
чтобы улавливать как можно больше солнца с южной стороны

Инициатором строительства гимназии в Пылве был глава местного самоуправления

Гимназия. Город Виймси, население – 2,5 тысячи человек.
Слева от здания – школьная велопарковка

Вместо привычных рядов парт в классе – полукруглые парты, состоящие из модулей

Tamme Gymnaasium, город Тарту

Гимназия. Город Йыхви, население – 10 тысяч человек

В Эстонии не только активно строят новые школы, но и реконструируют старые советские. Один из удачных примеров такой реконструкции – гимназия Аннелинна в Тарту.

Построенная в 1983 году по типовому советскому проекту школа недавно была полностью реконструирована. В ходе реконструкции обновили само здание и прилегающую к нему территорию. Обновленный школьный комплекс теперь включает в себя спортивную площадку, тренажерный зал под открытым небом и велодром.

Так выглядела школа раньше

Так выглядит школа сейчас

Во время реконструкции от школьного здания остались только внешние стены, внутренняя планировка была полностью изменена. Помимо новых учебных классов появилась просторная библиотечная зона, обновленное фойе и спортивные залы.

Библиотечная зона в гимназии

У входа – современная велопарковка, газон и фонари оригинальной конструкции. А на месте бывшей парковки неподалеку от школы была возведена сцена и построено новое футбольное поле с естественным газоном. С учетом мирового тренда на экологичность здание превратили в энергоэффективное, с почти нулевым потреблением энергии. Благодаря новаторским пространственным решениям школьники теперь могут учиться в современном здании с открытой учебной средой.

Очевидно, будущее – за новым поколением школ-кластеров, школ-трансформеров, гибко отвечающих на вызовы времени, обеспечивающих устойчивость и вместе с тем способных меняться в соответствии с новыми образовательными потребностями.

В этом контексте архитектурный облик школы – нечто большее, чем просто контуры и наполнение здания: это наглядная модель всей системы образования.

Это наблюдение подтверждает и небольшое путешествие по эстонским школам, каждая из которых – и манифест образовательных инноваций, и декларация приверженности традиционным ценностям образования в стране.

Фото: ehitusuudised.ee, johvig.ee, miksike.ee,
ohtuleht.ee, resand.ee, tammegymnaasium.ee
и автора;
также использованы материалы канала «Жизнь в Эстонии»



Новости





























































Поделиться