Учителя // Новость

«Родители и учителя должны договариваться, чтобы действовать в интересах ребенка»

26 июня состоялась 6-я Всероссийская планерка, организованная лидером общественно-педагогического движения «Школа – наше дело» Артемом Соловейчиком.

«Родители и учителя должны договариваться, чтобы действовать в интересах ребенка»
Фото: multiurok.ru

«Семья и школа. Кто кому должен доверять. Говорят учителя» – так звучала тема очередной планёрки. К разговору были приглашены Юлия Емельянова, учитель английского языка МБОУ СОШ № 5 города Колпашево Томской области; Юрий Подкопаев, учитель математики, руководитель старшей школы, Новая школа, г. Москва; Алексей Савватеев, учитель математики, Филипповская гимназия, г. Москва.

Что значит «быть учителем»?

Юлия Емельянова поделилась своим внутренним конфликтом. Её позиционирование себя как учителя не совпадает с представлением об учителе как специалисте сферы услуг. «Очень многие мои коллеги каждый день совершают маленький подвиг, который не измерить никакими показателями. Работа для меня – образ жизни, потому что вокруг меня люди, которым нужна моя помощь», – подчеркнула она.

Юрий Подкопаев считает, что учитель – это возможность для других людей стать другими. «Учитель может не подходить идеально всем детям, как школа не должна быть средней для среднего. Должно быть много разных школ, чем яснее они себя позиционируют, тем проще людям делать осознанный выбор», – подчеркнул Юрий Подкопаев.

Алексей Савватеев поддержал Юлию Емельянову. Он убежден, что если человек относится к образованию, как к услуге, он не может быть допущен к решению вопросов, касающихся детей.

Школа и родители

По мнению Юлии Емельяновой, родители и учителя должны договариваться, чтобы действовать в интересах ребенка. Юрий Подкопаев считает, что родители вправе ожидать и предъявлять требования к школе, ведь успех школы в том, чтобы были налажены каналы связи и обеспечено доверие. Он подчеркнул, что нужно внимательно относиться к запросам родителей. «Если есть понимание, что мы неидеальны, мир сложнее, чем наши схемы, то надо занимать исследовательскую позицию и обсуждать вместе с родителями совместную тактику движения», – отметил педагог. А Алексей Савватеев предположил, что если родители слишком рано дали ребенку смартфон, то с большой вероятностью лишили его математики. «Математика – это покорение вершины в 2000 метров за день. Первые 1000 метров – это кедровый стланик. Кто ходил в походы, тот знает, что это кошмар, но если вы продрались, то дальше снег и камень. Это тоже тяжело, но самый сложный этап вы преодолели».

Учитель математики Юрий Подкопаев рассказал, что идея математики не в том, чтобы знать тригонометрию или рассказать всем про неравенство с параметром, а в том, чтобы показать, что есть закономерности, разные направления в поиске решения, что можно научиться признавать свои ошибки. «Чтобы этому научиться, надо обязательно изучать математику как залог прочного фундамента», – уверен он. По его словам, ученик не просто выполняет задания, а понимает, какая стоит перед ним верхнеуровневая задача не только на уроке математики, но и эти же задачи он видит на другом предмете. А если в это еще погружены и родители, которые придумывают свои задачи на бытовом уровне, то эффективность значительно возрастает. Юрий Подкопаев также затронул проблему доверия к авторству учителя: «О каком авторстве может идти речь, когда тебе говорят, какой учебник, в каком классе, в какой день, на какой странице ты должен открыть»?

Алексей Савватеев поддержал Юрия Подкопаева: «Если у вас есть математическое мышление, то у вас есть весь мир. По его мнению, в педагогическом кругу не принято подчеркивать, что скорость восприятия математики у детей может отличаться в 100 раз. То, что одному ребенку для понимания потребуется год, другой может освоить за полдня. Алексей Савватеев подчеркнул, что система Константинова рассчитана на сверхгениев. «Советский Союз умел круто отбирать сверхгениев. Сейчас эти ученики разбросаны по всему миру», – заметил Савватеев.

Немного о ЕГЭ

Артем Соловейчик затронул проблему вариативности содержания и результатов образования и ЕГЭ. Для Юлии Емельяновой ЕГЭ – это шанс поступить в центральные вузы из любого региона страны. Юрий Подкопаев относится к этому экзамену спокойно, но он против того, чтобы по результатам ЕГЭ оценивали и поощряли школы.

«Польза высоких результатов ЕГЭ для будущего для меня неочевидна, успешность ребенка в социуме может быть значительно шире тех шкал, которые предлагает этот итоговый экзамен. Есть другие мерила, другие инструменты успешности детей, и это можно сделать и без ЕГЭ», - уверен он.

Алексей Савватеев отметил, что хотя в ЕГЭ и встречаются красивые задачи, продвинутый уровень ЕГЭ по математике может сдать на 70 баллов любой ученик на базе знаний до 8-го класса и поступить в любой вуз, кроме топовых. В вуз приходят дети без знания программы 9–11-х классов.

По его словам, это катастрофа не школьного, а высшего образования.

Завершая планерку, учителя сделали послание директорам. Юлия Емельянова уверена, что если директор – действующий учитель, он всегда поймет проблемы школьников и учителей. Алексей Савватеев отметил, что вся система пронизана леденящим страхом, поэтому директору нужно быть человеком и не бояться, что его уволит начальник из отдела образования.

«Если бы министр ввел на два года мораторий на отчетность, то директор смог бы стать справедливым и добрым царём, в отличие от запуганного чиновника», – считает он.

Юрий Подкопаев поддержал точку зрения Алексея. По его мнению, учителя государственных школ не хотят открыто говорить о проблемах в своей работе, потому что они боятся своего директора. Он пожелал директорам научиться сопоставлять громкие слова с реальными делами и резюмировал свое выступление словами директора армянской школы «Айб» Арама Пахчаняна:

«Управлять образовательным проектом – все равно что одновременно руководить заводом и театром».

В заключение Артем Соловейчик отметил, что центральным становится вопрос свободы в школе, а значит, у движения «Школа – наше дело» большая перспектива.



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube