Дистанционное обучение // Статья

Дистанционный учитель: зарплата в период дистанта

Часть вторая.

Дистанционный учитель: зарплата в период дистанта
Фото: s.yimg.com

Как изменилась нагрузка учителя?

Очень наглядно об этом рассказала учитель русского языка и литературы одной подмосковной школы Надежда Н.

По ее словам, вместо 18 часов в неделю ей приходится трудиться по 15 часов в день, а то и больше: работа начинается в 8 часов утра с просмотра ночных сообщений от родителей – от 180 до 200 в день (!) (ответить надо каждому) и заканчивается после полуночи заполнением электронного журнала и другой отчетности. Больше всего времени отнимают даже не сами уроки и подготовка к ним, а индивидуальные консультации учащихся (4 часа) и родителей (5 часов).

За период дистанционного обучения она заполнила три отчета, на каждый из которых ушло в среднем по 3,5 часа.

Учитель английского языка сельской школы Архангельской области Анна Б., по ее словам, больше всего времени тратит на разработку собственных (авторских) домашних заданий, на просмотр образовательных платформ, на подготовку к видеоурокам.

На всю неделю она задает одно домашнее задание, но в разных вариантах по уровню сложности, а право выбора предоставляется ученику.

Больше всего проблем с пятиклассниками: подключиться к платформе самостоятельно они не могут, ждут родителей, поэтому урок откладывается на вечер. Для них после видеоконференции она записывает краткий видеоразбор изученного материала и только потом дает домашнее задание.

«Тем ученикам, у которых нет интернета, я сама на машине развожу домашнее задание и раскладываю в почтовые ящики. Таких, правда, немного», – рассказывает Анна.

У Анны большая нагрузка – 32 часа, поскольку она ведет занятия для 5–11-х классов, за исключением 8-х.

Поэтому, несмотря на рациональную организацию труда, ее рабочий день не нормирован, поскольку целый день поступают домашние задания от учеников и звонки от родителей.

Учитель русского языка и литературы московской школы Елена Маханова имеет большой опыт дистанционных уроков в интернет-школе, сама разрабатывала задания для Российской электронной школы.

Так что наработок у нее множество, поэтому подготовка к урокам не отнимает много времени: надо только выбрать презентации и видеоролики из своего «запаса».

В качестве домашних заданий она использует тесты Московской электронной школы, результаты которых автоматически заносятся в электронный журнал и с платформы interneturok.ru.

Это экономит время.

Рабочий день занимает порядка 5–6 часов.

Учитель школы гимназии № 164 г. Зеленогорска Красноярского края Елена Нехорошева опросила своих коллег на тему организации дистанционного обучения (объем работы, виды и формы деятельности, количество затраченного времени).

Выяснилось, что перенос офлайн-формата в онлайн приводит к бОльшим трудозатратам и удлиняет рабочий день учителя до 10–12 часов, а дистанционное обучение с переходом в новый формат (выделение тематических блоков в предметном материале, формулировка проектных задач, разработка инструментов и способов оценки результатов (самооценка, взаимооценка, внешняя оценка), организация самостоятельной работы групп в дистанционном режиме) занимает в среднем 4–5 часов.

Как говорится, почувствуйте разницу.

«Здесь проблема с уровнем профессиональных компетенций педагога, его способность осуществлять организацию учебного процесса в новой среде и по новому способу», – подчеркивает Елена Нехорошева.

Так сколько же надо платить учителю?

Поскольку все учителя в связи с переходом на удаленное обучение оказались в стрессовой ситуации и вынуждены быстро переучиваться, что называется, переобуваясь на ходу, затрачивая, как правило, гораздо больше усилий и нервов, то возникает закономерный вопрос: как оплачивать их труд?

«Вопрос сохранения уровня зарплаты педработников находится под особым контролем профсоюза, – сообщает заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова. – Спорные вопросы разрешаются в рабочем порядке, никаких массовых нарушений пока нет. На нашем сайте открыта горячая линия по этим вопросам».

Кроме того, на сайте профсоюза опубликованы специальные разъяснения по зарплате учителей в этот период.

Там, в частности, отмечается, что трудовая функция работника не изменяется, тогда как временно меняется лишь режим его работы (ч. 3 ст. 312.1. ТК РФ)».

Иного мнения придерживается лидер движения «Школа – наше дело», член исполкома партии «Новые люди» Артём Соловейчик, который убежден, что с переходом на онлайн-формат меняются трудовые функции учителя, возрастают трудозатраты, поэтому и оплачиваться они должны иначе.

«Сейчас заработная плата учителя прежде всего зависит от его часовой нагрузки в урочной деятельности: норма часов учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю за ставку заработной платы, – рассказывает Артём Соловейчик. – При этом в базовой гарантированной части не учитывается время, проведенное в подготовке к занятиям, внеурочная деятельность, хотя затраты времени учителя на такие виды работ высоки, а в условиях дистанционного формата увеличиваются в разы.

Оптимальный выход – изменение системы оплаты труда педагогов за счет ухода от поурочной оплаты труда к должностному окладу за трудовые функции учителя.

Необходимо отказаться от «бухгалтерской» методологии расчета учительского оклада и принять решение платить учителю «за статус». Это предполагает переход на должностной оклад педагога за все виды деятельности (включая внеурочную нагрузку)».

Но где найти дополнительные источники финансирования в период острого кризиса?

В некоторых регионах есть фонды оплаты труда за качество образования: в Калининградской, Воронежской областях, например.

Кроме того, Фонд оплаты труда рассчитан на базовую и стимулирующую части.

Именно за счёт последней многие регионы стимулируют тех, кто наиболее эффективно работает в режиме дистанта. Также есть субъекты РФ, которые начинают пересматривать свои нормативы финансирования школ в сторону увеличения, но нужно понимать, что это дело небыстрое.



Новости





























































Поделиться