Политика вообще и образовательная политика в особенности представляет то поле, где консенсус случается редко. Но даже на этом конфликтном фоне подписанное 6 апреля распоряжение правительства РФ № 907-р о передаче всех российских педагогических университетов в ведение Министерства просвещения породило весь спектр оценок и интерпретаций. Вначале, еще до официального объявления, прозвучала яростная метафора: смена учредителя педагогических вузов – это «ринг на “Титанике”» (статья председателя комиссии по науке и образованию СПЧ академика РАО Александра Асмолова).
Официальные комментарии подписанного распоряжения правительства РФ от 06.04.2020 № 907-р были безусловно позитивны: передача профильных педагогических университетов в Министерство просвещения вполне укладывается в логику формирования ведомственных систем образования Минсельхоза и Минздрава; это решение отвечает глубинным потребностям системы подготовки педагогических кадров (и прежде всего формированию непрерывных траекторий профессионального развития педагога в условиях школы, колледжа и вуза), реализации федеральной государственной программы «Учитель будущего»; и, наконец, что Министерство просвещения в качестве учредителя сможет успешнее решать задачи обновления ресурсной базы педагогического образования.
И только комментарий первого заместителя председателя Комитета по образованию Олега Смолина был более реалистичным: одобряя и обещая поддержку принятому решению, он между тем отметил необходимость «большой совместной работы по выводу педагогических вузов из их нынешней «“третьей категории”».
Эти разноречивые оценки по какой-то странной ассоциации напомнили страницы школьного учебника истории, описывающего споры вокруг НЭПа, происходившие ровно в эти же апрельские дни, когда, точно так же как и 99 лет назад, происходящее воспринималось разными партийцами и как «предательство дела революции», и как «большой стратегический маневр», и как тактическая смена лозунгов.
В конечном счете и современный, и тогдашний наблюдатель, возможно, скажет: а какая, по большому счету, разница, под какими лозунгами и через какие ведомства будут финансироваться вузы или утверждаться контрольные цифры приема или подтверждаться полномочия ректоров? Но для ответа на этот, самый главный, вопрос необходим небольшой экскурс в историю.
Нынешняя система повышения подготовки учителей сложилась к середине XX века и состояла из трех различных по своей природе компонентов.
Первый формировался в недрах классических университетов в качестве дополнения к научно-предметной подготовке его выпускников. Как правило, ими были высокообразованные учителя академического типа, весьма далекие от психолого-педагогических наук, методик и воспитательных задач.
Другая подсистема, гораздо более массовая и в конечном счете являющаяся «становым хребтом» советской системы подготовки педагогических кадров, была представлена педагогическими институтами. Их выпускники, как правило, были гораздо лучше подкованы в идеологическом отношении, методически грамотны, однако предметная и психолого-педагогическая подготовка часто оказывалась недостаточной, особенно для работы с одаренными или проблемными учащимися.
Наконец, третья подсистема, выросшая из дореволюционных «педагогических семинарий» и «второклассных учительских школ», формировалась преимущественно на региональном уровне для обеспечения кадровых потребностей детских садов и начальных школ; преподавания музыки, физкультуры, трудового обучения, организации кружковой работы. Здесь был велик вес заочного и вечернего обучения, позволявшего работникам школ получать документы об образовании без отрыва от работы. Компонентом этой же региональной системы были институты усовершенствования учителей.
Если обратиться к истории трансформаций этой системы, свидетелем которой оказалось сегодняшнее поколение преподавателей и администраторов педагогического образования, то здесь также можно выделить три этапа, каждый из которых имел свой «нерв».
На первом этапе (90-е годы), на фоне существенного снижения финансирования, большинство элементов этой триады парадоксальным образом поднялись в своем статусе: педагогические институты превратились в педагогические университеты, педагогические училища стали педагогическими колледжами, а институты усовершенствования учителей – институтами повышения квалификации. Одновременно происходил процесс регионализации: складывания вокруг крупных региональных педагогических вузов ассоциаций педагогических лицеев, колледжей, институтов повышения квалификации и др.
Тогда же закладывается ряд актуальных до сих пор противоречий: вузы привлекали колледжи и их выпускников возможностью освоения программ высшего образования по так называемым «сокращенным учебным планам», однако это сотрудничество не имело ясных правовых оснований. В то же время региональные министерства образования и аффилированные с ними ИПК ревниво относились к попыткам находящихся в федеральном подчинении вузов выстроить прямые контакты с подведомственными им колледжами и лицеями.
Следующий этап начинается в 2000-е годы и обусловлен несколькими еще более противоречивыми тенденциями. С одной стороны, декларируется системный подход к развитию национальной сферы образования вообще и педагогического образования в частности: появляется множество документов федерального уровня, определяющих суверенную стратегию развития; в их числе: Федеральные (с 2005 года целевые) программы развития образования, Приоритетный национальный проект «Образование», «Программа развития системы непрерывного педагогического образования на 2001–2010 гг.».
С другой стороны, Россия подписывает Берлинскую декларацию (2003), означающую вхождение в «Болонский процесс» и принятие в этой связи ряда обязательств, в том числе переход к двухцикловому высшему образованию (бакалавриат + магистратура), создание единой с европейскими странами системы аттестации и аккредитации образовательных программ, адаптацию универсальной системы перезачета кредитов (ECTS).
Наконец, the last but not the least, происходят радикальные реорганизации большинства педагогических институтов и университетов: часть из них вливается в состав вновь создаваемых федеральных и опорных университетов федерального уровня, другие включаются в состав отраслевых университетов, традиционно занимавшихся подготовкой экономистов, инженеров, юристов.
Это приводит к появлению нескольких болезненных («узловых») проблем. Во-первых, обостряется противостояние между существующими российскими традициями подготовки педагогов и глобальными тенденциями и подходами, объективируемыми в «Болонском процессе». Наиболее ярко это противоречие проявляется в отношении к выпускникам бакалавриата и педагогических колледжей: при условии, что бакалавр номинально представляет собой уровень высшего образования и по формальным характеристикам выше, чем уровень СПО, в педагогическом сообществе сложилось мнение о бакалаврах как о «недоучках», уступающих по многим показателям выпускникам колледжей.
Еще более глубокие противоречия возникли между педагогическими подразделениями новых университетов, ориентированных на ценности глобальной конкурентоспособности, и традиционными российскими педагогическими вузами, реализующими национально-культурный архетип педагога-предметника. Несовпадение ценностных оснований проявляется во множестве частных споров и противоречий, затрагивающих модель обучения (двухцикловое образование или специалитет); систему оценки исследовательской и публикационной активности преподавателей (публикации в международных или российских журналах); актуальность проектной деятельности в подготовке учителя и содержание практик.
Наконец, количественный рост и внутреннее разнообразие вузов, занимающихся подготовкой педагогов, привело к чрезвычайному усложнению всей системы и в конечном счете к «асимметричному ответу» государства как учредителя: формализации и бюрократизации отчетности, ужесточению административных регламентов, позволяющих хоть как-то оценивать и контролировать эту «цветущую сложность».
Таким образом, столь радикальный шаг, предпринятый без предварительного публичного обсуждения, привел к всплеску эмоций, особенно в первый момент. Тем более важной представляется рационализация всех выявившихся проблем и противоречий.
На какие вопросы не отвечает принятое решение?
Следует иметь в виду, что эмоциональный фон любых обсуждений в ближайшее время будет крайне неблагоприятным вследствие пандемии. Но это же одновременно является аргументом в пользу известного еще со времен Б. Спинозы принципа: «Не смеяться, не плакать, но понимать». Итак, какие же проблемы неминуемо возникнут на пути реализации принятого решения?
- Ценностные различия между всеми тремя компонентами системы подготовки педагогических кадров носят глубинный, ценностный характер, и они не могут быть ни отменены, ни преодолены от смены учредителя. Причем надежды на создание единой целостной системы подготовки педагогических кадров могут оказаться фантомными. Трудно предположить, что Министерство просвещения получит в свое ведение региональные системы подготовки педагогических кадров, однако в условиях административной разобщенности взаимодействие федеральных и региональных учреждений может оказаться столь же проблематичным. Не меньшую проблему составляют экономические диспропорции: из более 80 российских регионов только 12 относятся к «регионам-донорам», а бюджеты остальных зависят от трансфертов, что имеет в качестве следствия хроническое недофинансирование образования вообще и региональных программ в особенности.
- Стратегия развития любой системы образования (в том числе российского педагогического) определяется сочетанием глобального и национально-государственного экономических контекстов, нахождением экономикой страны или региона своей ниши в мировом разделении труда. Этим отличаются примеры вдохновляющего развития национальных образовательных систем: прибрежных районов Китая, Сингапура, Южной Кореи, Финляндии и т.д. Есть большие сомнения в том, что отказ от глобальной перспективы позволит решить проблемы отечественного педагогического образования.
- Региональные стратегии развития образования сегодня осложняются проблематизацией самого феномена «регион». Исторически образовательные регионы возникли как объединения близкорасположенных образовательных учреждений, находящихся в отношениях партнерства и обеспечивающих непрерывность образовательных траекторий. Между тем распространение онлайн-образования, формирование сетей школ альтернативного образования, хоумскулинг приводит к тому, что собственно территориальный фактор оказывается не столь значимым, а бόльшую роль начинает играть глобальная идентичность. Происходящий на наших глазах перевод всей отечественной системы образования в онлайн и возникающие в этой связи универсальные (глобальные) проблемы предполагают совместный поиск и реализацию столь же общих механизмов решения, что будет затруднено административными границами между разными подсистемами подготовки учителей.
- Немаловажно и то, что в недавнем прошлом педагогическое сообщество стало свидетелем двух провалов, каждый из которых реализовывался в логике ведомственного аппаратного проекта: разработка нового ФГОС общего образования и внедрение Профессионального стандарта педагога. В обоих случаях речь шла о политически мотивированных изменениях модели общего образования или его кадрового обеспечения. Однако оба проекта, не имевшие значимого культурно-философского или научного обоснования в отрыве от научно-педагогического сообщества, были заморожены без достижения определенного результата.
- Следует иметь в виду, что российское образование на протяжении последних трех десятилетий переживало по крайней мере три попытки массовой смены учредителей: две состоявшиеся (передача школ в муниципальное ведение в 90-е и колледжей на региональный уровень в 2000-е) и третью – незавершенную (дебаты вокруг «возвращения» школ на региональный уровень в 2016–2018 годы). Едва ли стоит повторять общеизвестный факт: ни в одном из этих случаев ни одна действительно серьезная проблема не была решена.
- Следует признать, что онтологическим фундаментом самых серьезных за последние десятилетия трансформаций и потрясений становится понятие «разрыв». В этих условиях особенно важной оказывается образовательная политика гармонизации; соединение исследовательских, проектных, управленческих и экспертных практик; поддержание коммуникации всех действующих субъектов деятельности и развития. В этом контексте решение разъединить управление наукой и школой выглядит как минимум сомнительным.
- Осмелимся предположить, что приоритетом развития отечественного образования в среднесрочной перспективе должна стать стратегия, обеспечивающая комплексное решение трех взаимосвязанных задач: повышение уровня международного партнерства и признания российского образования на международном уровне; ценностную консолидацию и преодоление ведомственных барьеров в национальной системе образования; становление региональных инновационных образовательных кластеров как актуальных субъектов образовательной политики. Рудименты патерналистского сознания или регионального эгоизма здесь возможны, но не следует преувеличивать их значимость: гораздо опаснее подмена содержательных решений радикальными управленческими встрясками и трансформациями.
Решение принято, что делать?
Читатель вправе спросить: а что в сухом остатке? Решение состоялось; значит, следует определить приоритеты и возможности созидательной деятельности в изменившихся условиях.
Необходима столь же быстрая, сколь и качественная работа по исследованию и переосмыслению всего того, что мы понимаем под традициями образования и новыми вызовами, актуальными практиками и наличными ресурсами, технологиями и антропологией образования.
В практическом отношении это означает необходимость разработки новых направлений в науках об образовании, создание нового поколения образовательных программ, ориентированных на готовность обживать разные традиции, практики и опыты.
Мы все находимся перед экзистенциальной необходимостью выстраивания максимально широкого взаимодействия всех инновационных и традиционных институтов образования по формированию единого смыслового поля и поля практических решений в сфере образования. И в этом отношении разработка «Инициативы ФГОС 4.0», которая состоится в ближайшие дни на платформе Института проблем образовательной политики «Эврика», равно как и отложенный в силу известных событий, но ожидаемый во втором полугодии международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» под эгидой РАО (регистрационная форма доступна здесь), представляют собой в равной степени необходимые условия формирования содержательных оснований развития человеческого потенциала отечественного образования.