Первый в России консультативно-диагностический Центр для взрослых с нарушениями чтения и письма, созданный Московским городским педагогическим университетом, оказался чрезвычайно востребованным. В Центр уже обратились более ста человек в возрасте от 16 до 65 лет, которым логопеды МГПУ помогают узнать о своих особенностях и выработать стратегии развития, что важно для усиления когнитивных способностей и создания новых нейронных связей.
Специализированный центр для взрослых с дислексией создан в МГПУ в 2023 году, а проблемой дислексии у взрослых эксперты Московского городского занимаются с 2015 года. За это время им удалось собрать богатый материал в виде аудиофайлов, письменных работ, диагностических тестов. Именно это помогло логопедам, дефектологам и психологам МГПУ создать методики для диагностики и занятий со взрослыми, которые испытывают проблемы с чтением или письмом.
В Центр для взрослых с дислексией при МГПУ за время его работы обратились десятки людей от 16 до 65 лет из разных регионов России и Республики Беларусь, которые говорят, что у них есть трудности письма и чтения, сохранившиеся со школы. Эксперты Центра отмечают, что у 12% взрослых наблюдается изолированное нарушение чтения, трудности при письме испытывают 32%, а у большинства - сочетание этих нарушений. Об этом, а также о том, как помочь людям, сталкивающимся с трудностями чтения и письма во взрослом возрасте, эксперты МГПУ рассказали на круглом столе «Дислексия у взрослых: изменить нельзя оставить», который прошел в рамках VI Всероссийской Недели осведомленности о дислексии.
Руководитель Центра для взрослых с дислексией МГПУ, кандидат педагогических наук Наталья Киселева отметила, что если дислексию не смогли выявить в детстве, и в школьные годы коррекционная работа по преодолению трудностей чтения и письма не проводилась, то проблема остается и во взрослом возрасте.
Напомним, что дислексия это не болезнь и не отклонение в развитии, а особенность развития головного мозга, имеющая нейрологическое происхождение.
Дислексию можно скорректировать в индивидуальном порядке, независимо от возраста, а коррекционные упражнения, которые помогают справиться с трудностями письма и чтения, еще и усиливают когнитивные способности. Образуются новые нейронные связи, что способствует устойчивости к возрастным изменениям нервной системы.
Подробно остановились участники круглого стола на вопросе, связан ли почерк с грамотностью. По мнению специалистов, связь есть, но непрямая. Скорее, можно говорить о взаимном влиянии одного и другого. Когда у человека есть трудности с письмом, он может писать неразборчиво и неаккуратно, чтобы были незаметны ошибки. Эксперты отмечают, что при осознанной работе над почерком грамотность повышается. Кроме того, имеет значение то, как человек держит ручку или карандаш. Правильный хват обеспечивает интенсивную работу мелкой моторики, которая, в свою очередь, развивает головной мозг. Часто бывает так, что человек с дисграфией и дислексией пишет одно, думает о другом и не сосредотачивается. Отсюда – и ошибки. Когда человек начинает осознанно работать над почерком, его грамотность может повыситься. Желая корректировать почерк, будет правильно начинать работу с нуля, как в первом классе – с правильного начертания линий, овалов, полуовалов, кругов. Лучше всего делать это мягкими масляными мелками, а не ручкой или карандашом – это помогает не напрягать руку. Для тренировки аккуратности, чтобы буквы не вылезали за строчку, используется узкая лента для кассового аппарата.
Кроме того в Центре используют арт-техники: музыкотерапию, рисование. Они помогают работать над своей личностью, учиться сосредотачиваться на том, что человек делает, концентрируясь на почерке.
«Задача человека – подружиться с самим собой, со своими особенностями. Чем раньше это будет, тем эффективнее пойдет работа. Много зависит от саморазвития, от того, насколько человек настроен на то, чтобы совершенствовать чтение и письмо», – отметила Наталья Киселева.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.