Готовы ли мы к дистанционному обучению в школе?
Как оказалось – нет. Даже при наличии прочно вошедшего в нашу жизнь электронного журнала, существующих электронных платформ для обучения, как платных, так и временно бесплатных, запустить полноценный учебный процесс в домашних условиях (именно учебный процесс, а не выполнение домашнего задания во время болезни) ой непросто.
Причина банальна – отсутствие Учителя. Того самого учителя, которого мы периодически за глаза ругаем, критикуем, да и вообще воспринимаем как пережиток старой системы образования.
Выяснилось, что посадить ребенка делать «домашку» дома – совсем не то же самое, что преподнести ему новый и зачастую очень непростой материал в школе.
Даже если в семье есть неработающий родитель, который готов тратить время на уроки с ребенком, даже если этот родитель со школы помнит тему, которую ему надо объяснить, все равно они приходят к выводу, что педагогическое образование и опыт работы с учениками - это не просто так. (Кстати,временная замена учителя, по болезни, например, для ребенка не проходит бесследно, потому что другая система подачи материала, даже другая манера речи - все это может отражаться на восприятии программы, и не всегда положительно.) А тут в дело вступает непрофессионал. Результат, как говорится, налицо.
Совсем печальная ситуация складывается в тех семьях, где у родителей нет возможности заниматься самостоятельно с ребенком.
Выбор не велик: либо дать ребенку в руки учебник, который использует учитель в школе и который не предназначен для самостоятельного изучения предмета. Либо посадить его перед компьютером, где установлена платформа для домашнего обучения, и надеяться, что в отсутствие родителей он сам во всем разберется, все поймет, усвоит, переделает все задания и, конечно, не будет отвлекаться на поиграть в очередную игру-стрелялку.
Наверное, многие читали в соцсетях откровения родителей, которые перевели своих детей на домашнее обучение и необычайно этим довольны, но их все-таки единицы, да и сколько сил и, что не мало важно, средств требует домашнее обучение. Пока есть ощущение, что в таком виде, в каком оно представлено, это продукт не для всех.
На мой взгляд, дистанционное обучение невозможно без тьюторского сопровождения и даже контроля учителя. Именно учитель, используя свои знания и опыт, может, пусть и дистанционно, вести процесс обучения. Но для этого у него должны быть инструменты, позволяющие реализовать этот процесс.
Получается, несмотря на все тотальную цифровизацию нашей жизнедеятельности в целом и учебного процесса в частности, к массовому переходу на домашнее обучение мы не готовы. Но, как показала нынешняя ситуация с короновирусом, готовиться к этому необходимо. Возможно, разрабатывать новыеинструкции, готовить современные удобные электронные платформы, привлекать для решения этих задач бизнес-сообщество. Словом, делать все необходимое, чтобы вооружить учителя теми инструментами, которые позволят максимально безболезненно перейти на дистанционное обучение.
А пока — это реальная боль, судя по суете учителей и родителей в соцсетях, которые не знают, куда бежать и за что хвататься в первую очередь.