Пандемия коронавируса, объявленная ВОЗ 11 марта, резко изменила нашу жизнь. Авиакомпании отменяют рейсы, целые страны закрываются на карантин, музеи переходят на сокращенный график работы, театры возвращают зрителям билеты, а некоторые даже переходят на режим онлайн-трансляций своих постановок.
Дистанционные технологии приходят на выручку в разных сферах деятельности – особенно их роль возрастает в системе образования.
Своим опытом мы попросили поделиться представителей вузов и школ, руководителей крупных интернет-ресурсов.
О тестах, подкастах и живом общении
Игорь Реморенко, ректор МГПУ:
– Если говорить о вузах, то на сегодня есть две ключевых составляющих дистанционного обучения.
Первая – это настройка систем LMS (Learning Management System). Это системы, позволяющие преподавателям размещать в электронной среде университета самый разный учебный контент – видео, тесты, подкасты, различные тексты, полезные ссылки на внешние ресурсы и тому подобное. Всё это – для самостоятельной работы студентов. Также преподаватели могут проверять работы студентов и вести учёт успеваемости. Многие вузы, в том числе и наш университет, пользуется модифицированной системой Moodle. Каждый вуз настраивает этот продукт сам с учётом профиля, используемых технологий обучения, эстетических предпочтений.
Вторая – это электронное, но живое общение в режиме веб-конференций. Здесь много разных решений – Zoom, Skype, мы используем Microsoft Teams. Эти инструменты лучше всего заменяют стандартные лекции и семинары, здесь можно показывать презентации, работать в командах, спорить в специальных чатах, создавать коллективные заметки. Много всего для творчества преподавателей.
Тем не менее учебные планы меняются. Так, например, педагогическую практику студентов в школах мы переносим на осень, летнюю практику в выездных лагерях, вероятно, отменим. Насчет экзаменов пока полной ясности нет, но мы готовы проводить их в режиме веб-конференций.
«Онлайн-обучение даёт возможность не останавливать учебный процесс и продолжать выстраивать индивидуальные образовательные траектории»
Евгений Лурье, директор проекта Яндекс.Учебник:
– В условиях пандемии школы по всей стране переходят в формат удаленного обучения. Наша задача – помочь учителям выстроить образовательный процесс дистанционно таким образом, чтобы дети не отставали от школьной программы и комфортно продолжали своё обучение. В связи с этим проект «Я Учитель» подготовит для педагогов серию обучающих курсов и практических рекомендаций по организации обучения в дистанционном формате. А 30 марта в Яндекс.Учебнике появятся инструменты для удалённого проведения уроков по всем предметам. Преподаватели получат возможность проводить интерактивные видеотрансляции, проверять домашние задания и получать обратную связь от учеников с помощью чатов и голосовых сообщений. Для уроков по русскому языку и математике будут доступны не только инструменты для удалённого проведения занятий, но все возможности Яндекс.Учебника, включая задания. Они соответствуют образовательным стандартам и позволяют отработать всю школьную программу. Задания Яндекс.Учебника дети могут выполнять с любых устройств, а учителя получают онлайн-статистику и возможность корректировать план обучения на основе полученной обратной связи. Это даёт возможность не останавливать учебный процесс и продолжать выстраивать индивидуальные образовательные траектории учеников внутри класса.
«Открывайте мир и ловите тренды!»
Александр Ларьяновский, директор по бизнес-развитию Skyeng – онлайн-школы английского языка нового поколения:
– Помимо бесплатного доступа к своим ресурсам для учеников (сейчас, к счастью, это делают все) мы открываем:
• бесплатную круглосуточную линию поддержки для всех учителей страны по преподаванию дистанта. Передавайте всем учителям, что мы готовы помогать со всеми сложностями в процессе. 8-800-333-23-42;
• все наши знания по преподаванию удаленно, серии вебинаров будут идти нон-стоп следующие недели.
Вот несколько советов учителям и преподавателям вузов для эффективной работы в режиме онлайн-обучения:
- Пробуйте новое каждый день. Сервисов для удаленного обучения много, выбирайте каждый день одно и пробуйте применять. Так за две недели карантина вы добавите в свой арсенал два-три новых верных инструмента.
- На работу из дома как на праздник! Выберите удобное кресло, стол, где вы будете вести онлайн-занятия, подберите красивый фон – доску с надписями, открытки, постеры или рабочие материалы. Договоритесь с домашними о времени своей работы и перерывах, чтобы вас не беспокоили. Настройте все сервисы, проверьте наушники. Оденьтесь красиво! Это создает настроение.
- Обучайте других. Мы лучше всего учимся не тогда, когда читаем или слушаем лекцию, и даже не во время применения нового знания. Лучший способ усвоить – научить других. Проведите родительское собрание через Zoom, расскажите о новых технологиях коллегам: они точно будут вам благодарны.
- Открывайте мир! Пока мы ограничены в изучении мира физического, можно изучить мир виртуальный: библиотеки, музеи, концерты давно проводят в онлайн-режиме. Пригласите учеников и родителей на оперу в MET – а затем устройте обсуждение в WhatsApp.
- Ловите тренды. Дети знают о технологиях больше, чем мы. Это наш шанс поучиться у них – спросите у учеников, за чем они следят в YouTube, кто их любимый стример и зачем нужен TikTok.
- Запустите с учениками собственный проект в интернете. Вы уже видели аккаунт Есенина в Инстаграме? А историческую социальную сеть 1917? Придумайте вместе с учениками digital-проект – TikTok канал дома Романовых или чатбот, отвечающий цитатами из «Горе от ума», – и вплетите в него обучение.
Дистанционные уроки плюс традиционные занятия – вот оптимальное решение
Тамара Эйдельман, преподаватель истории московской школы № 67, заслуженный учитель России, переводчик, писатель:
Дистанционными технологиями «в зародыше» мы пользуемся давно. Скажем, в каждом классе есть «почтальон», который рассылает задания учителя другим ребятам или публикует их в группе, например, «ВКонтакте». Выполненные задания ученики присылают мне на почту. Или, например, я отправляю ссылки на литературу, которую надо прочитать. Понятно, что дети приучены к таким вещам куда больше, чем мы, люди старшего поколения.
Когда началась пандемия, то мы все – я, несколько моих коллег и ученики – загрузили Zoom. Эта программа – аналог скайпа, но она более удобная, там много разных вариантов, она лучше работает, с ее помощью проще организовать конференцию. Мы с одним классом договорились, что будут видны только одни аватарки. А с другим мы решили, что веселее, если мы видим друг друга, и там можно включить видео, а можно выключить. То есть возможны разные варианты. Можно проводить только аудиоконференцию, можно видео или показывать презентацию. Там есть опция «Показать рабочий стол», то есть я вывожу презентацию у себя на компьютере на рабочий стол, и дети её видят.
Одновременно с этим на Zoom есть чат, и если не очень хорошо работает связь, а дети не хотят меня перебивать, то они могут там в чате написать вопрос, и я отвечу. Там можно загружать файлы и им присылать. Но, конечно, так не проведёшь письменную, и тем более контрольную работу. А вот лекцию, обсуждение – это вполне успешно проходит, и мне даже понравилось: это какая-то новая, более неформальная форма общения.
Также это позволяет вести урок одновременно с теми учениками, которые присутствуют в классе, и с теми, кто находится дома (это актуально в режиме свободного посещения).
Обычно телефоны на уроке я не разрешаю использовать, но сейчас они нужны для дела. Например, те, кто в классе, взяли телефоны с загруженным на них Zoom, и я общалась и с теми, кто пришел в школу, и с теми, кто остался дома. Честно говоря, я не вижу здесь проблемы. Да, я не могу схватить человека за руку, если он вдруг захочет что-то ужасное сделать. Во-первых, у меня интеллигентные, хорошие ученики, а во-вторых, я же вижу, что они делают. Мы в постоянном контакте. Я считаю, что я осуществляю контроль.
Я поступила с одним классом так. Я на одном уроке рассказывала, а на втором предложила им посмотреть лекцию, выложенную на моем YouTube канале, и ответить на вопросы. Я сказала им: «До конца недели вы мне присылайте по почте свои ответы, а дальше я буду комментировать и отвечать вам». И мы даже договорились, что на следующей неделе, несмотря на объявленные каникулы, мы будем учиться в таком формате, потому что дети сами заинтересованы, особенно 11-й класс.
Но, если говорить честно, мне бы не хотелось всегда так учить, потому что всё-таки онлайн-обучение не заменит живое общение в классе, где можно применить разнообразные формы работы. Я, например, люблю устраивать работу в группах. Пока я не очень понимаю, как организовать такую форму занятий удаленно.
Хотя детям нравятся дистанционные уроки, потому что они больше погружены в виртуальную среду – для них это естественное пространство.
Я думаю, смешанные уроки – дистанционные плюс обычные – это оптимальный вариант. Но полностью уходить в виртуальную среду я бы не хотела, хотя, конечно, использовать её можно и интересно.
Теперь хочу сказать о недостатках онлайн-формата. Главный из них заключается в том, что ученики часто отвлекаются. Когда ты выходишь в интернет, ты сразу можешь ещё открыть другое окошко и там заняться чем-то другим.
В то же время и на традиционном уроке внимание ребят часто рассеивается.
Поэтому вопрос в том, насколько твой урок интересен. Я думаю, что чем младше дети, тем сложнее организовать для них онлайн-общение, потому что они скорее отвлекутся, и здесь, наверное, нужно использовать какие-то варианты (я сейчас фантазирую): скажем, показывать клипы, видео, чаще менять формы работы. Но это то, что мы всегда должны делать.
В Zoom бесплатная конференция длится 40 минут. Сейчас, как я понимаю, в связи с пандемией это ограничение сняли, и это очень благородно с их стороны, спасибо им большое. И, скажем, в моём 11-м гуманитарном классе мы спокойно с ними общались час, потом я их отпустила, остались те, кто будет сдавать экзамен по истории, и мы ещё минут 20 с ними отдельно разговаривали.
Может быть, дистанционное образование должно проходить какими-то более короткими блоками, например, по 20 минут, а потом надо дать какое-то задание. Тут ещё интересно то, что они могут сразу выполнить задание, что-то написать, прислать. Их тут же можно отослать к интернет-ресурсам, чтобы они там что-то поискали, сделали. Возникает, естественно, проблема, например, существующая сейчас и при обычном образовании: очень много заданий выложено в интернет с ответами. И, соответственно, если мы занимаемся дистанционно (я люблю брать задание с сайта Решу ЕГЭ), я понимаю, что они тут же прогуглят ответ, это вообще не вопрос.
Как с этим бороться?
Надо придумывать «авторские» задания, на которые нет ответов в интернете, или давать такие задания, где ребята должны высказать своё мнение, его обосновать, проявить себя как личность.
Аналогично можно проводить тестирование в новой форме: например, попросить ребят найти информацию в интернете на какую-то тему и проанализировать ее.
Но это дополнительные сложности создает для учителя. Проще взять типовое задание, тем более это и нужно для подготовки к ЕГЭ.
Еще можно организовать проектную деятельность в дистанционном формате.
Ведь что такое проектная деятельность? Это решение какой-то групповой задачи. Как раз они могут между собой объединяться, что они очень любят, у них куча всяких групп по интересам и т.д. Дальше они распределяют задания между собой, что-то ищут в интернете, потом они могут сложить вместе эти файлы, потом обсудить. Это прекрасно можно делать.
Какой вывод можно сделать из опыта дистанционного обучения?
Выясняется, что далеко не все к этому готовы. Я только что читала интервью женщины на портале «Такие дела», которая забрала детей из школы сейчас, и всё дистанционное образование заключалось в том, что детей просили сфотографировать домашнее задание и переслать его на почту учителя. Это, конечно, не дистанционное образование, это смешно.
Правда, пандемия на нас так неожиданно свалилась, что все вопросы по организации дистанционного образования пришлось решать в срочном порядке. Но, надеюсь, онлайн-обучение, которое стало для нас вынужденным, после кризиса станет желанной формой с новыми интересными находками и неожиданными открытиями.
Только нельзя забывать о технической доступности этого формата (высокоскоростной Интернет в школе и дома) и готовности учителей к применению информационных технологий и ресурсов, – с этим будет связано еще много сложностей.