Качество образования // Тема дня

Игорь Сергеев: «Мы хотим воспитать человека, способного распоряжаться своей свободой выбора»


Игорь Сергеев: «Мы хотим воспитать человека, способного распоряжаться своей свободой выбора»
Фото предоставлено Игорем Сергеевым

Профориентации школьников сегодня придается большое значение. С 1 сентября 2023 года во всех школах страны с 6 по 11 классы был введен профориентационный минимум, который реализуется на основе семи различных направлений, одним из которых (и обязательным для всех) является курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Насколько оправдана ранняя профориентация? Какие специалисты должны заниматься образовательной профориентацией, и надо ли включать ее результаты в ГИА? На эти и другие вопросы отвечает в интервью «Вестям образования» ведущий научный сотрудник РАНХиГС, доктор педагогических наук Игорь Сергеев.

Три профориентации и одна ключевая развилка

– Что такое «профориентация»?

На этот вопрос можно ответить тремя разными способами. Специалист службы занятости скажет: профориентация это помощь человеку в его профессиональном выборе. Работник предприятия, вуза, колледжа скажет так: это работа, направленная на то, чтобы «закрыть» острые кадровые дефициты (или контрольные цифры приёма). Мой собственный ответ: профориентация – это подготовка растущего человека к самостоятельному и ответственному выбору в современном сложном, динамично меняющемся мире профессий. Три ответа – три разных профориентации: консультативная, воздействующая, образовательная.

«Три профориентации» – это не просто разные практики, это ещё и совершенно различные «профориентационные картины мира».

Как очки разных цветов, надевая которые, человек начинает видеть мир иначе. Например, по-разному будет выглядеть такой факт: из 25 выпускников профильного инженерного класса в инженерный вуз поступили только пятеро, остальные выбрали другие вузы и колледжи. Надевая «очки» воздействующей профориентации, мы вынуждены будем сказать: это никудышный результат, потому что деньги, отпущенные на предпрофессиональное образование 20 старшеклассников, ушли впустую! Но если мы смотрим на этот факт в «очках» консультативной профориентации, мы скажем: это прекрасный результат, потому что мы помогли каждому школьнику выбрать профессию в соответствии с его собственными желаниями и способностями.

Планируя цели и результаты профориентации, мы выбираем:
  • идти по пути консультативной профориентации, помогая человеку выбрать профессию по душе (но при этом понимая, что без нашей помощи он не способен к самостоятельному профессиональному выбору);
  • или строить модель воздействующей профориентации, ориентируясь на острые кадровые дефициты экономики – и разными способами побуждая растущее поколение закрывать собой эти кадровые дефициты, и тогда выпускники школ, выбирающие профессию, превращаются для нас не более чем в «человеческий ресурс»;
  • либо проектировать экосистемы образовательной профориентации, нацеливаясь на формирование у растущего человека компетенций и личностных качеств, позволяющих ему совершать свой социально-профессиональный выбор самостоятельно, осознанно, ответственно.

И это будет три разных набора показателей результативности, KPI нашей работы как профориентаторов, – которые плохо совмещаются друг с другом. Тут тоже приходится выбирать: или – или.

Образовательная профориентация – это хорошо подготовленный выбор

– Профориентация – это особый тип образования?

– Безусловно, но только если у профориентации предусмотрены образовательные результаты. Например, научить человека, как стать «самому себе профориентатором», самостоятельно выстраивать баланс «хочу – могу – надо» (формула, предложенная в своё время выдающимся психологом-профориентологом Евгением Климовым). Чтобы человек этому научился, он должен совершать пробы и ошибки, осмысливать их, осваивать множество разнородных практик, погружаться в профессиональную среду. Поэтому образовательная профориентация – это долгая история (в отличие от консультативной и воздействующей). А ещё, она не может быть замкнута в школьных стенах. Она может быть чисто внешкольной, но лучше всего, если она будет объединять то, что происходит в школьном и во внешкольном пространствах.

Но чтобы это сбылось, школа должна измениться, впустить в себя многообразные возможности для выбора, самоопределения каждого школьника.

В противном случае ей остаётся скудная роль – информировать школьника о многообразии профессий, а всё самое интересное и важное в профориентации будет происходить за её пределами.

– Какие методики образовательной профориентации Вам представляются наиболее эффективными?

– Если кратко, то такие, которые позволяют ребенку, подростку, во-первых, приобрести и, во-вторых, осмыслить профориентационно значимый опыт. Слово «методики» тут не очень уместно. Понятие «методики» пришло из консультативной профориентации. За один час работы с клиентом профконсультант должен достичь максимально эффективного (на худой конец, эффектного) результата. Вот тут ему и нужны компактные, чёткие, быстродействующие «методики» – например, диагностические или игровые.

Что касается образовательной профориентации, то здесь важны не столько методики, сколько методы, разворачивающиеся во взаимодействии профориентатора и ребенка, подростка на протяжении длительного времени, иногда многих лет. Многие из этих методов пришли из дидактики: проблемный, поисковый, исследовательский, проектный, задачный, экскурсионный, рефлексивный . Плюс мастер-классы и профессиональные пробы. Плюс профориентационный нетворкинг «РРР» (ребёнок – родитель – работодатель). А вот у ярких, эмоционально насыщенных методик в образовательной профориентации другая роль – служить для подростка, а иногда и для его родителей, «точками входа», пробуждающими интерес к проблеме выбора профессии, к задаче проектирования своей профессиональной судьбы. Примеры таких методик – профориентационные игры, разработанные в своё время Николаем Пряжниковым («Судьба», «Или – или» и другие).

Кроме методов, важно и содержание профориентационной работы. важнейшая содержательная линия – знакомство с особенностями профессионального самоопределения в современном мире: конвергенция (взаимопроникновение) наук, технологий и профессий; высокая динамика появления, изменения, отмирания профессий; тесная взаимосвязь жизненного и профессионального выбора, профессии и образа жизни, профессии и хобби; возможности занятости в онлайне, фрилансе, «распределённой команде» и т.д. К сожалению, пока мало кто готов погружать детей и подростков в эту тематику, формировать у них соответствующие компетенции («мягкие навыки»). Не только педагоги, но и родители в большинстве своём не очень ориентируются в этой сфере, передавая детям свой, нередко уже совсем не актуальный опыт профессионального самоопределения.

– Насколько оправдана и обоснована идея ранней профориентации?

– Оправдана и обоснована, если мы под «ранней профориентацией» понимаем раннее начало подготовки человека к его будущему выбору. И тут мы часто забываем, что человек, выбирая профессию, выбирает свой будущий образ жизни и наоборот. Например, многие нынешние подростки мечтают стать блогерами, скорее всего, не потому, что им нравится эта профессия, а потому, что она предполагает образ жизни «самозанятого» или «фрилансера», а не «наёмного работника» или «человека служения».

Но в последнее время, под давлением социально-экономической конъюнктуры, «ранняя профориентация» всё чаще воспринимается как форсирование профессионального выбора. Или как ранняя принудительная профилизация. Например, начиная с пятого класса. Или даже раньше. Но психологи предупреждают: внутренние предпосылки, необходимые человеку для профессионального выбора, созревают примерно к 14 годам, а во многих случаях, и гораздо позже.

Безусловно, ранняя профилизация, а ещё лучше – «прикрепление» человека с самого рождения к вузу или к предприятию – мечта многих современных управленцев, озабоченных решением проблем острых кадровых дефицитов экономики.

Одних с рождения запишем в рабочие, других в инженеры – кому где повезло родиться. Пока это звучит как шутка, но подобные риски не следует недооценивать. Во всяком случае, множество предпрофессиональных профильных классов – психолого-педагогических, инженерных и прочих – так и формируются: не путём самостоятельного выбора школьником профиля обучения, а принудительно (например, по итогам диагностики или на основе успеваемости отправляют выпускников 9-х классов в колледжи). И это яркий пример воздействующей профориентации, которая сама по себе ведет в тупик, если не опирается на инструменты и методы образовательной профориентации.

– Надо ли включать оценку образовательной профориентации выпускников 9-х и 11-х классов в систему ГИА? В научных кругах идут дискуссии на эту тему, мнения расходятся, но академик РАО Александр Асмолов выступает категорически против этого, предлагая ограничиться только рекомендациями. (ТГ-канал, где обсуждается в том числе образовательная профориентация»). Чьё мнение Вам ближе?

– Я вижу в разных мнениях много схожего. Никто из экспертов прямо не говорит о том, что оценка профессионального самоопределения должна быть включена в систему государственной итоговой аттестации. Главная причина в том, что школа до этого просто не дозрела. Александр Асмолов, рассуждая в логике консультативной профориентации, говорит о риске, который возникнет, если в качестве инструмента аттестации будет использована психодиагностика. Это чревато окончательным триумфом технократического подхода в управлении школой, пытающегося управлять «человеческими ресурсами» на основе «больших данных». Тогда как профессиональное самоопределение – это работа не с «объективными данными», полученными в результате оценки, а с конкретным человеком. Выбирая способы и формы оценки результативности образовательной профориентации, мы должны опираться на личностно-ориентированный подход. Например, использовать как форму итоговой оценки персональную защиту выпускником своего профессионально-образовательного проекта или портфолио, но точно не в формате ГИА. Возможно, при участии педагога-психолога, который, как известно, всегда «играет на стороне ребёнка», и при участии каких-то других педагогов, например, из системы дополнительного образования, которые тоже внесли свой вклад в самоопределение выпускника.

Сейчас эта проблема решается так: результаты профориентационной работы со школьником просто никак не оцениваются. Может быть, в нынешней ситуации это действительно меньшее из зол. Но у этого есть и оборотная сторона: педагоги и школа в целом будут серьёзно относиться только к той работе, результаты которой оцениваются. А пока это не так, профориентация в образовательном процессе школы остаётся своего рода «имплантантом», который может быть однажды изъят с такой же лёгкостью, с какой был введён.

Оценка результатов + кадровый вопрос – условия для формирования образовательной профориентации

– А кто должен заниматься образовательной профориентацией в школе: учитель, тьютор, психолог или несколько специалистов должны объединить свои усилия?

– Первый ответ, который напрашивается сам собой – это могли бы быть профконсультанты. Их уже давно готовят в разных вузах страны. Но тут есть несколько проблем. Во-первых, они ориентированы преимущественно на работу со взрослыми. Во-вторых, они подготовлены к индивидуальному консультированию, тогда как система образовательной профориентации, в основном, происходит в групповых и массовых форматах (экскурсии, фестивали профессий, конкурсы, групповые проекты и т.д.). В-третьих, деятельность профконсультанта ограничена одной консультацией, в лучшем случае, их циклом. В то время, как образовательная профориентация, повторюсь – это длительная история, когда ребенка или группу детей надо сопровождать в течение нескольких лет.

Когда в 2023 г. во всех школах страны был введён профориентационный минимум, кадровый вопрос был решён совершенно иначе. Никаких профконсультантов, Профминимум в рамках школы реализуют учителя (классные руководители), а организует их работу советник директора по воспитательной работе. В чём плюс такого решения? Педагоги умеют работать с большими группами детей и школьников, используя разнообразные педагогические технологии. Но у них часто не хватает специальных психологических компетенций, которые требуются для поддержки социально-профессионального самоопределения каждого отдельного учащегося. Они не знакомы с диагностическими методиками, индивидуальное консультирование для них совершенно чужеродная вещь (а главное, у них нет на это времени). И ещё – школьные педагоги не слишком-то готовы развивать способность ребенка, подростка к самостоятельному выбору. А ведь образовательная профориентация – это именно про развитие свободоспособности. Если мы говорим о социально-профессиональном самоопределении – это прежде всего значит, что мы хотим воспитать социально ответственного человека, способного распоряжаться собственной свободой.

Очевидно, что нужен специалист нового типа, обладающий комплексом компетенций педагога-профориентатора, профконсультанта, тьютора.

Помимо индивидуальной поддержки профессионального самоопределения подростка, он помогал бы ему погружаться в профессиональную среду на своей территории, проходить профпробы, посещать экскурсии на предприятия, Дни открытых дверей в колледжах и вузах, содействовал бы ему в профориентационной навигации.

Оценка результатов и кадровый вопрос – две проблемы, которые необходимо решить, чтобы начать формирование полноценной системы образовательной профориентации

– Как бы Вы оценили две разные модели школьной профориентации, о которых мы писали на страницах нашего издания:

– Мне хочется обратить внимание не столько на различия, сколько на сходства. Обе модели отвечают логике именно образовательной профориентации: это «длинные истории», в основе которых – обучение самостоятельному выбору. Только эти практики движутся к единой цели с разных сторон. В «Школе будущего» доминирует индивидуальный подход, своего рода повседневный тренинг самостоятельного выбора. Работа школы СКОЛКА сфокусирована на погружении школьника в профессиональный, индустриальный контекст. Как хорошо было бы соединить оба эти подхода в рамках одной модели!

В заключение – 7 лайфхаков от Игоря Сергеева для родителей о том, как эффективно организовать профориентацию своих детей.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube