Центр исследований современного детства в Институте образования НИУ ВШЭ был создан в 2013 году. С момента его основания перед ним были поставлены задачи проводить междисциплинарные исследования взросления детей и их социализации в современном обществе, а также создавать сообщество исследователей и практиков для распространения научно-обоснованного подхода к образованию и воспитанию детей.
Какие вопросы волнуют современных родителей, и почему физические наказания уходят в прошлое? Был ли буллинг во времена Джейн Эйр? Что такое «независимая мобильность», и надо ли педагогам учитывать подростковые субкультуры и микротренды в образовании и воспитании? На эти и другие вопросы отвечает в интервью «Вестям образования» директор Центра исследований современного детства, кандидат психологических наук Александра Бочавер.
О позднем взрослении и раннем выгорании
– Чем отличаются современные подростки от их сверстников из предыдущих поколений? Стояла ли перед вашим Центром задача провести такое сравнительное исследование?
– Возрастные нормы развития детей преимущественно были разработаны в середине XX века и довольно сильно с тех пор устарели. С одной стороны, меняются границы возрастных периодов, с другой – меняется повседневность и задачи, в решении которых проявляется взросление, с третьей – удлиняется в целом период перехода во взрослость.
Мы регулярно пытаемся обсуждать вопросы о сходстве и различиях поколений, но возникают методологические сложности, потому что нет одинаковых замеров с разницей во много лет. Лонгитюдных исследований мало. Несколько лет назад нас заинтересовала книга Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, изданная в 1967 году, которая основана на наблюдениях за учащимися пятых классов 91-й московской школы. Вдохновившись, мы попробовали повторить их наблюдения и сравнить результаты. В вышла статья «Взросление пятиклассников», где, в частности, отмечалось, что переход от младшего школьного к подростковому возрасту происходит теперь нелинейно; нынешние подростки слабее вовлечены в бытовую жизнь семьи; статус взрослого сейчас не выглядит привлекательно и преимущественно ассоциируется с ответственностью, тогда как статус ребенка позволяет ориентироваться на удовольствия и не скован большим количеством обязанностей. Да, многое изменилось, поэтому сегодняшним семьям и педагогам сложно опираться на опыт своих родителей и свой детский опыт.
– Что отличает последнее поколение подростков от предыдущих?
– Нынешние дети растут в окружении компьютеров, гаджетов, Интернета и в целом уверенно ими пользуются; их родители тоже привыкли к цифровым технологиям, но помнят и времена до них, а поколение бабушек и дедушек, как правило, чувствует себя некомфортно в цифровом пространстве. В то же время сегодня дети и подростки часто не умеют шить, стирать или готовить. Их этому не учат, так как быт стал гораздо более комфортным по сравнению с тем, что было 20, 30 и тем более 40 лет тому назад. Ожидания родителей, прежде всего, связаны с академической успешностью детей. Социальные шоки делают трудным прогнозирование и выстраивание ясной образовательной и профессиональной траектории; неопределенное будущее усиливает тревогу в семьях. Детей в целом меньше, чем было, они растут часто в нуклеарных семьях (родители и дети) и не очень хорошо знакомы со своими бабушками и дедушками.
– Во все времена родителей интересовала успеваемость детей, и за плохие оценки дети нередко «получали ремня». А сейчас выросли непоротые поколения детей и даже родителей, которые к таким методам уже не прибегают?
– Более того, можно сказать о том, что выросло поколение непоротых учителей, и это прекрасно, потому что они используют совершенно другие инструменты воздействия – различные способы убеждения, поощрения, – понимая, что физическое наказание не только бесполезно, но и вредно.
Мы живем в обществе непрерывного образования, люди сейчас должны постоянно чему-то учиться и переучиваться, повышать квалификацию, приобретать какие-то дополнительные компетенции, чтобы не отстать от быстро меняющихся требований рынка труда.
Это касается не только профессий, связанных с высшим образованием, но и рабочих специальностей: например, современному автомеханику приходится пользоваться компьютером для диагностики неисправностей в автомобиле и постоянно обновлять свои знания. Поэтому родители настраивают детей на постоянную учебу, понимая, что нужно привыкнуть к этому процессу, научиться им управлять, в этом сейчас – ключ к успеху.
Тут возникает другая проблема, которой не было раньше: детям некогда отдыхать. Особенно тем, которые высоко мотивированы, целенаправленны и вкладывают много усилий в учебу: они истощаются, выгорают, теряют мотивацию, и перед родителями встает новая задача – учить детей распределять свое время и нагрузку между учебой и отдыхом, искать этот баланс, который для каждого индивидуален.Современные дети мало гуляют, много времени проводят в помещениях наедине с гаджетами, вследствие чего у них развиваются различные заболевания, связанные с недостатком физической активности. Отчасти дефицит движения компенсируется спортивными секциями и кружками, передвижениями на самокатах, велосипедах и роликах. Хорошо, что сейчас в городской инфраструктуре учитываются эти новые тенденции, появляются велодорожки, памп-треки, рампы, специальные площадки в парках.
Кстати, наш опрос учащихся 10–11 классов показал, что у ребят, которые интенсивно готовятся к поступлению в вуз, может наступить серьезное выгорание; но у тех, кто дополнительно занимается спортом, уровень выгорания ниже.Движение, смена деятельности, удовольствие от активности помогают им справляться с учебными нагрузками, они лучше себя чувствуют.
О безопасности и самостоятельности
– Раньше дети проводили много времени во дворах со своими сверстниками, они были больше предоставлены сами себе. Какое влияние на детей оказывает гиперопека со стороны родителей?
– В целом по всему миру в развитых странах детская, не зависимая от взрослых мобильность, сокращается. И началось это не сегодня, а еще в 70-х годах прошлого века, если не раньше. Самостоятельное перемещение детей воспринимается взрослыми как источник риска, родительская тревога по поводу детской безопасности растет.
Мы проводили опрос представителей разных поколений. Некоторые люди старшего возраста вспоминали, что уже с трех лет гуляли сами на улице. Образ ребенка с «ключом на шее» был типичным для середины 20 века. А сейчас мы встречаем студентов, которые начали самостоятельно перемещаться по городу только после поступления на первый курс – в школу их возили на машине. Вместе с тем современных родителей волнует тема становления детской самостоятельности: с какого возраста можно отпускать ребенка одного на улицу, в школу, в гости к друзьям с ночевкой; в каких случаях доверить ему самостоятельное решение каких-то вопросов, как перестать тревожиться, если он сделает неправильный выбор (одежды, друзей, профиля обучения)? То, что раньше решалось в большой степени стихийно, теперь находится в центре внимания родителей.
Постепенно родительство из интуитивного превращается во все более осознанный процесс: родители все чаще становятся менеджерами, организующими образование своих детей, все больше и больше вовлечены в их жизнь. Зачастую опекают, даже когда ребенок уже учится в университете. Переход современного ребенка в статус независимого, самостоятельного взрослого происходит позже, чем это было раньше.
Современное поколение родителей интересуется различными методиками воспитания и обучения, старается вникнуть в вопросы психологии развития, ищет информацию в Интернете, на родительских форумах. Рекомендации и советы, которые можно найти, очень неоднородны по качеству и часто противоречат друг другу, поэтому родителям необходимо критически относиться к изобилию информации. Мы в Центре готовим доказательные, основанные на исследованиях материалы и программы для родителей.
О буллинге и субкультурах
– А какие проблемы в воспитании современных подростков больше всего волнуют педагогов? Как-то в интервью «Вестям образования» директор Центра толерантности при Еврейском музее Анна Макарчук отметила, что из всех образовательных программ центра среди учителей наиболее востребованы и популярны курсы по профилактике и преодолению буллинга. Она считает, что буллинг в школах был всегда, просто раньше эта проблема замалчивалась, а сейчас к ней стали относиться более ответственно и осознанно. Вы согласны?
– Конечно, это совершенно не новая проблема, достаточно почитать художественную литературу, русскую и зарубежную, про школы, гимназии или приюты. Буллинг появляется там, где люди объединяются не в соответствии с их интересами, а по формальным признакам – год рождения, прописка, жизненная ситуация и пр. В таких коллективах возникают напряжение и агрессия. Аналогичные буллингу процессы могут иметь место и в тюрьме, и в рабочих коллективах, и в армии. Безусловно, буллинг проще предупреждать, чем бороться с его последствиями. В наше время интерес к этому явлению объясняется растущим вниманием к психологическому благополучию ребенка. В советское время педагогов и родителей волновали две главные проблемы: неуспеваемость детей и их плохое поведение (В 1990-х годах в связи с резким изменением социальной ситуации обострились проблемы детской беспризорности, употребление детьми и подростками алкоголя и психоактивных веществ. Сейчас эти проблемы перестали быть такими заметными, и в последние годы все чаще обсуждаются тревожно-депрессивные расстройства и суицидальное поведение. То есть если раньше считалось, что подростки склонны к вандализму, к разрушению внешней среды, то сейчас мы все чаще говорим об их саморазрушении. Все больше появляется программ, направленных на снижение суицидальных рисков, повышение жизнестойкости, профилактику депрессии, улучшение школьного климата, в том числе и на профилактику буллинга, потому что он плохо влияет на эмоциональное состояние всех детей, не только жертв, повышая их тревожность и агрессивность.
– Вероятно, в ответ на социальные сдвиги и часто в знак протеста возникают подростковые и молодежные субкультуры – хиппи, панки, гопники, эмо, готы, квадроберы. Все это веяния конца XX– начала XXI века?
– История про субкультуры довольно старая. Какое-то время, по-моему, было даже ощущение, что они исчезли. Нынешние объединения детей по сходству интересов существуют не так долго и не так ярко. Но объединение в группы очень важно для подростков, оно позволяет чувствовать общность, причастность, сходство с кем-то. Это может происходить на основе общих интересов, будь то музыка, футбольная команда или компьютерная игра. Однако сейчас популярны микроформаты – короткие видео, мемы, шутки, обмен которыми позволяет чувствовать общий контекст. И мы в Центре сейчас фокусируемся на краткосрочных трендах – «микротрендах», которые пришли на смену «долгоиграющим».
О доверии и взаимопомощи
– Вот мы все время говорим про цифровизацию, погружение в виртуальный мир, а в прошлом году Роскомнадзор закрыл около 660 тысяч групп в социальных сетях, связанных с детской порнографией, суицидами, шутингом. Какое внимание этой проблеме уделяет ваш Центр? Есть ли какие-то эффективные пути ее решения?
– Создается огромное количество контента, который несет вред – не только детям, но и взрослым, и хорошо, что эти опасные явления отслеживают и блокируют. Тем не менее, в наше время нужно, чтобы дети выстраивали собственную позицию по отношению к своей интернет-активности, развивали критичность и учились сами сортировать ту информацию, которая им предлагается, как и самим размещать качественный контент.
В интернете, кроме опасной, много недостоверной информации, которую следует перепроверять. А для этого взрослым нужно помогать детям формировать критическое мышление, обсуждать риски, с которыми можно столкнуться в сети, объяснять, как защитить себя от кибербуллинга или преследования в Сети и как вести себя самим.
Подростки часто воспринимают интернет как свое личное пространство и защищают его от контроля взрослых, в то же время, встречаясь с киберагрессией, онлайн-грумингом и так далее, нередко, к сожалению, оказывается, что подросток никому не может довериться и и оказывается один на один с опасной ситуацией, а также со своим стыдом или виной. Очень важно, чтобы у каждого подростка был рядом значимый взрослый, которому можно пожаловаться на случившееся, попросить совет, обсудить негативный опыт и обдумать, как избежать его повторения.
– Каков уровень доверия между современными родителями и детьми? Родители много времени уделяют развитию своих детей, их образованию и безопасности, а на душевные разговоры их хватает?
– Все семьи разные. В одних родители жестко контролируют жизнь детей, которые привыкают либо смиряться с этим (и тогда у них возникают проблемы с самооценкой), либо скрывать то, что для них важно (и тогда недоверие к родителям растет). В других семьях родители обсуждают с детьми сложные ситуации и стараются учитывать их точку зрения. В таких семьях, кстати, поворотным моментом в сфере укрепления доверия во многом стала пандемия с локдауном, когда дети и родители оказались запертыми в пространстве своей квартиры на длительное время. Тогда дети, может быть, впервые увидели растерянных, напуганных взрослых, поняли, что родители не всесильны. Это рано или поздно происходит со всеми детьми, но пандемия катализировала этот опыт.
В интервью, проведенных сотрудниками нашего Центра в этот период, подростки рассказывали, что стали интенсивнее помогать родителям, поскольку, по их собственному признанию, оказались с ними «в одной лодке». Уровень взаимной поддержки повысился.
В неблагополучных же семьях шел обратный процесс: в условиях вынужденной самоизоляции обострилось домашнее насилие и дети страдали от агрессивного поведения своих родителей сильнее, чем в «допандемической» жизни.
О советниках по воспитательной работе и о том, помогает ли молодость в работе с детьми
– А как вы оцениваете роль советников по воспитательной работе, с которыми вы взаимодействуете в совместных проектах?
– Часть советников – это бывшие учителя, часть – студенты и недавние выпускники педвузов, кто-то сильнее опирается на регламенты, кто-то относится к работе более творчески. Проекты, которые поддерживают и развивают советники, помогают детям находить сферы для самореализации, получать внимание, признание, включаться в сообщества сверстников, приобретать опыт успеха. Это особенно важно для академически неуспешных детей, у которых появляется возможность проявить себя, например, в спорте, волонтерстве или в школьных театрах. .
.– Надо ли учитывать особенности подростков, их субкультуры и микротренды в образовании и воспитании?
– Здесь нет единого ответа. Некоторые советники и учителя используют в своей работе модные подростковые увлечения, внедряют их в свою работу с детьми. Получается иногда удачно и весело, иногда не очень удачно. Похоже, что тут все очень сильно зависит от включенности взрослых, от того, насколько им самим все это интересно. А обязывать кого-то использовать микротренды бессмысленно: у они быстро меняются, а к тому, что устарело, интерес сразу пропадает.
– Насколько важен возраст педагогов? Можно ли сказать, что молодые лучше справляются с воспитанием тинэйджеров, поскольку они недавно сами были такими?
– Думаю, возраст – это важно, но такое обобщение неверно. Молодые педагоги могут хорошо работать с подростками, потому что еще помнят проблемы этого периода – в то же время им часто не хватает техники, опыта и осознанности в том, что они делают. Опытные и заинтересованные, невыгоревшие специалисты со стажем умеют решать гораздо более сложные задачи, они видели взросление большого количества детей и могут прогнозировать развитие ситуации в отдаленной перспективе, выстраивать образовательные и воспитательные цели и маршрут по их достижению.
О планах на будущее
– Каковы планы на будущее у вашего Центра? Какие исследования и проекты готовятся в ближайшее время?
– Для нас уже долгое время актуальны две основные темы: это психологическое благополучие (детей, родителей, специалистов) и самостоятельность (развитие самостоятельности, опыты самостоятельности в детстве, подростковом возрасте и молодости, практики поддержки автономии в семье и в образовании). Мы сейчас планируем осваивать новые площадки, активнее сотрудничать с регионами и более плотно взаимодействовать с родителями. У нас есть программы повышения квалификации для администрации детских садов, для сотрудников и директоров школ, мы разрабатываем новые курсы, инструменты и прикладные материалы и открыты к сотрудничеству с разными образовательными организациями.
Подробнее о Центре исследований современного детства вы можете узнать на сайте.
Вот ссылка на тг-канал Центра, где публикуются новости о публикациях, анонсы мероприятий и другой тематический контент: @modernchildhood
А здесь ссылка на подкаст «Здравствуй, племя молодое», который посвящен обсуждению краткосрочных трендов среди подростков и молодежи с психологами, культурологами, философами и другими специалистами: его можно найти на разных платформах.