Тема актуальная и интересная, поэтому конференц-зал был заполнен экспертами образования, экономики, представителями департамента труда и журналистами.
Разговор обещал быть интересным, содержательным и своевременным. Ведь больше нельзя идти вслепую, нужно чётко понимать общую концепцию развития образования, причем эту концепцию должны обсуждать, разрабатывать и реализовывать все стейкхолдеры сообща. Когда инициатива исходит от представителей банковской системы, это подкупает.
Всё началось с приветственного слова, вот некоторые фрагменты.
Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка: «Отдача от инвестиций в образование – тема, которой банк в этом году уделил особое внимание. Тема технически сложная, но мы пытаемся сложную тему передавать доступным языком. Поскольку здесь собралось большинство профессионалов, будем соблюдать баланс между техническим и объяснительным залогом».
Кристофер Миллер, и. о. директора и постоянного представителя Всемирного банка в Российской Федерации: «50% совокупного капитала – это человеческий капитал. И сегодня хотелось бы поговорить, как инвестиции в человеческий капитал могут способствовать экономическому развитию».
Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований, НИУ ВШЭ: «В названии “Отдача от образования” скрывается множество глубоких смыслов, экономических и социальных».
Исаак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ: «Для нас эта тема обострилась, когда в центре стратегических разработок шла дискуссия об источниках роста для России, о драйверах развития, и несколько групп работали с темой труда и человеческого капитала и образования и увидели как один из центральных вопросов очень странную ситуацию в России. Мы входим в десятку стран по охвату среднего и высшего образования, но радикально отличаемся от всех стран в этой группе по производительности труда. И мы стали воспринимать этот феномен как центральный, чтобы посмотреть, что есть человеческий потенциал и его капитализация – прямое использование, и это вызвало целый ряд вопросов о прямом экономическом эффекте».
После многообещающего приветственного слова должна была последовать содержательная беседа о том, что такое человеческий капитал и как его накапливать, как и для чего в него инвестировать и что нужно делать педагогам и администрации образовательных организаций и органам местного самоуправления, чтобы внести свою лепту в общее дело.
Но от доклада к докладу выступления становились всё более научными и техническими, были представлены формулы для расчета отдачи от образования, экономические исследования, различные сравнительные статистики, показывающие разницу в отдаче по уровням образования, по гендерным признакам и так далее.
Вот некоторые тезисы, понятные и, возможно, полезные.
«Исследования показывают, что уровень образования в последующем влияет на уровень заработка, погрешность может составлять 10%».
«Глобальная норма отдачи от образования – 8–10%».
«Самая большая отдача – от высшего профессионального образования, на втором месте – начальное образование, затем среднее».
«Отдача показателей среди женщин выше».
«Отдача от образования сильно обгоняет отдачу от инвестиций в долгосрочные облигации, банковские вклады, акции, недвижимость».
Я слушал и задавался вопросом: «В какой момент и где теоретические научные исследования пересекутся с практической работой, если здесь этого не происходит?» Статистика и исследования могут быть очень интересными, подробными, спорными, но так или иначе это всё область теории. Это прекрасно, что Всемирный банк интересуют такие темы. Но если банк – бизнес-структура, которая живёт абсолютно в земных реалиях, видит дефициты общества и при этом уходит в сугубо теоретическое поле, никак не заземляя результаты, это может ничем не закончиться.
Завершился семинар обсуждением в формате мозгового штурма. Вопросы были обозначены так:
- Как результаты исследований рынка труда могут помочь в выработке экономической и социальной политики?
- Что происходит с накоплением человеческого капитала (и его главными составляющими) после окончания формального образования? Каковы вызовы для политики (в области образования и рынка труда)?
- Традиционное представление об эффективности инвестиций в человеческий капитал (то есть накопленный у данного работодателя) важнее, чем общий (накопленный как результат всего опыта на рынке труда). Однако некоторые новые данные это не подтверждают. Какие компоненты человеческого капитала наиболее важны для успеха в жизни?
На мой взгляд, дискуссии не состоялось, потому что дискутировать на тему теоретических исследований сложно даже экспертам.
Учёные поговорили на важную тему, но я очень боюсь, что разговор так и останется в плоскости рассуждений и теории.
Модераторы семинара сообщили, что это первое мероприятие из серии. Будем надеяться, что следующие встречи пройдут в более доступном формате – заземления теоретических достижений в практику.