Много или мало людей оплачивают дополнительные занятия с репетитором? С учетом текущей обстановки и настроений я бы не удивился гораздо бОльшим числам.
Истерическая гонка за максимальным баллом на итоговых экзаменах в сочетании с высокой долей родителей, увлеченных гиперопекой, не может не возбуждать у них комплекс вины, который нужно чем-то гасить. Деньги в обществе потребления – лучший пеногаситель всего.
В системе образования это дополнительные занятия, репетиторы. Чем ближе к итогу, тем все выше расходы.
Причем это выгодно всем: родители гасят комплекс вины, учителя перекладывают свои заботы на родителей, чиновники получают лучшие результаты на экзаменах и ставят их себе в заслугу, репетиторы и прочие ведущие дополнительных занятий зарабатывают себе на хлеб и на то, что можно положить сверху. Кто в гонке не участвует, тоже не проигрывает – им все равно.
Но есть и системная логика для объяснения этих процессов. Старая образовательная логистика, ориентированная на учебные группы/классы, все больше и больше не работает.
Перестает ученик бояться выпасть из уровня класса, а учитель не может обеспечить каждому персональную образовательную логистику – вся система отношений не обеспечивает ресурсов для этого.
Функцию подгонки каждого выпавшего из единого учебного режима выполняет репетитор или режим дополнительных занятий.
Чем дольше система образования будет идти вперед, глядя назад, как рак, тем сильнее будет спотыкаться.
Когда и если цифровая школа сумеет организовать обучение в логике персональной логистики, тогда и уйдет эта старая схема подгонки. Причем не только схема, но и сама риторика, ибо исчезнут эти сущности: дополнительное образование и репетитор.
Образование целостно. Нет в нем дополнений и нет подгонки. Персональная логистика подразумевает субъектную позицию ученика – он активно участвует в формировании своих образовательных задач без старых рамок. А система образования обеспечивает ему удовлетворение персонального образовательного запроса без костылей дополнительного образования и тем более репетиторов.
Вот только нет пока субъектности в целях системы образования и даже в ценностном поле ни учеников, ни родителей, ни учителей, ни чиновников. Декларации важности субъектной позиции ученика в посланиях президента страны Федеральному собранию в мягкой обобщенной формулировке и даже очень конкретно на крупных конференциях из уст замминистра Марины Раковой обнадеживают, но пока не стали осознанным ориентиром системы образования. Когда и если станут, можно будет надеяться на системные результаты и исчезновение упомянутых в тексте страхов, а потом и самих явлений. Все естественно для текущей ситуации.